Просто начните писать!

Многие мои друзья и коллеги хотели бы начать писать. Или не очень хотят, но осознают необходимость. Если дело твоей жизни связано с интернетом, то не писать нельзя. А сейчас почти всё связано с интернетом. Маленькая региональная пиццерия и та должна иметь страничку ВКонтакте или небольшой сайт для приёма заказов. А если есть сайт, значит там что-то должно быть написано, и хорошо, если это чуть больше чем адрес и телефон.

Кто-то входит во вкус, и вслед за простыми about-текстами появляются регулярные заметки о своём любимом деле, своё видение правильного, и даже полноценные уроки. Хорошим примером такого вошедшего во вкус ремесленника является Федор Овчинников. Неопытный бизнесмен начинает честно писать о своём первом бизнесе и… через пару лет о нём выходит книга. Сейчас у Фёдора колонка на Слоне. И для этого не нужно быть выпускником филфака.

Вынужденный навык

Впрочем, образование может сыграть тут свою роль. Я по образованию программист. Получается, тоже ни разу не писатель. Однако навык писать получил именно в «вышке». Я был из тех редких и странных ребят, которые часть лабораторных и курсовых делал самостоятельно, а не списывал у старшекурсников.

А что такое оформленная лабораторная? Это постановка задачи, это описание решения, это выводы. Это тексты, тексты, тексты и… немного кода. Что уж говорить о курсовых и дипломе. Объёмы этих текстов гораздо больше школьных сочинений, которые как раз оказывают мало влияния на писательские способности человека.

Таким образом, человек который хоть немного трудится во время своего высшего обучения, может получить «вынужденный» писательский навык. Он может им не воспользоваться, но он у него есть.

Накипело — выплесни

Допустим, навык есть, а желания нет. Или сковывает природная стеснительность. Если заставить себя ради дела не удаётся, можно начать писать «ради правды». Если вы профессионал, наверняка есть вещи, которые вас очень сильно раздражают. Вы всегда спорите на эту тему с коллегами или бурчите себе под нос, каждый раз, когда сталкиваетесь с одной и той же повсеместной глупостью. Статья может стать для вас своеобразным катарсисом.

Как я рассказал выше, в университете я получил писательский навык. Но… благополучно его не использовал. Работал себе спокойно не по специальности, дизайнером (не спрашивайте почему — это отдельная история) и постепенно обрастал профессиональными недовольствами по поводу окружающих меня несовершенств. В конце концов, моё тихое бурление вылилось в первую статью «Битва за гармонию или как дизайнеру общаться с клиентами».

Мне повезло. Первая статья стала одной из моих самых известных статей. Она была растиражирована многократно, опубликована на dirty.ru, спёрта и переписана десятки, если не сотни раз. На самом деле так бывает очень часто. Сколько мы знаем дебютных фильмов или книг, которые были крайне удачными. Всё потому, что «накипело». Тогда произведение получается «от души, от сердца». Это потом человек начинает думать о всякой ерунде вроде репутации и чужом мнении, поэтому начинает штамповать пустышку. Но ваша первая статья на накипевшую тему, когда вы никому не известный автор и вам нечего терять, может стать вашей истинной минутой славы.

Наконец, статья на острую тему — это почти всегда холивар. Это может быть очень болезненно для автора, но это всегда полезно для него.

Маленькие победы пера

Когда вы начинаете писать, не стоит рассчитывать на быструю всерунетную известность. Хорошо, если вам повезёт, как повезло мне. Но если вы добьетесь какой-то маленькой победы, это тоже будет ценно. Несколько положительных отзывов от ваших друзей, легкий всплеск посещаемости вашего сайта, перепост каким-нибудь уважаемым в узких кругах человеком. Постарайтесь добиться этой маленькой победы или просто увидеть её.

Победы ободряют нас и стимулируют продолжать. Очень мало людей способны творить без одобрения, «для себя». Это тоже хороший навык, про который стоит написать статью, но пока возьмём априори, что начинающему писателю нужны победы. Любого размера.

Не забывайте про юмор

Взявшись писать, постарайтесь избежать канцелярского языка. Вы можете писать безграмотно, непрофессионально, вызывающе, вульгарно, грубо, истерично, инфантильно. Всё это не очень хорошо, мягко говоря, и, конечно, надо будет с этим что-то делать, но вас точно при этом будут читать.

Но если вы будете писать на канцелярите, вы абсолютно точно не найдёте своего читателя. Какой смысл вас читать? Ведь есть мануалы и учебники.

Канцелярит — это мертвечина. Он проникает и в художественную литературу, и в быт, в устную речь. Даже в детскую. Из официальных материалов, из газет, от радио и телевидения канцелярский язык переходит в повседневную практику. Много лет так читали лекции, так писали учебники и даже буквари. Вскормленные языковой лебедой и мякиной, учителя в свой черёд питают той же сухомяткой чёрствых и мёртвых словес всё новые поколения ни в чём не повинных ребятишек.

Нора Галь «Слово живое и мёртвое»

А юмор? А что юмор. Он сам собой появится, если вы будете разговаривать с читателем на обычном человеческом языке. Вы же способны шутить с вашими друзьями не планируя и не проектируя своих шуток. Значит, вы способны непринуждённо шутить в печатном виде.

Прекрасный пример, как обычный человеческий язык позволил приобрести миллионную армию (по)читателей — сайт «простого сантехника» Дмитрия «Гоблина» Пучкова. Концепция честного живого языка заложена в его бизнес – переводы фильмов, и она же лежит в основе его блога, который ведётся красивым, грамотным, но абсолютно житейским слогом.

Чёрт возьми, как же всё-таки начать писать?

Ой, неужели я так много написал, но сих пор не ответил на главный вопрос «как»? Стоп. А как же заголовок этой статьи?

Просто начните писать!

Здесь мою мысль лучше меня пояснит цитата. (Кстати, всегда используйте цитаты в своих текстах. Они повышают доверие к написанному и уважение к автору. Всегда кажется, что автор много трудился над текстом, если в нём присутствуют цитаты. Хотя, на самом деле, весь этот текст родился просто от желания процитировать этот отрывок из хорошей книги.)

Писательница Анна Ламотт верит, что каждый хороший писатель должен начинать с того, что она называет дрянными первыми набросками.

«Единственный способ, прибегая к которому мне удается вообще что-то написать, заключается в том, чтобы сначала написать действительно дрянные черновики. Просто запишите что-то на бумаге. Пишите как ребенок, первое, что приходит на ум. Все хорошие писатели поступают именно так. Это тот способ, благодаря которому вторые варианты текста становятся хорошими, а третьи — замечательными.

Я садилась за стол, собирала все свои записи в кучу и пыталась написать рецензию. Даже проработав на этой должности несколько лет, я каждый раз испытывала панику. Я пыталась написать лид, но на бумаге получалась всего лишь пара унылых фраз, которые я зачеркивала, пробовала переписать и снова все перечеркивала, и отчаяние и беспокойство наваливались на меня свинцовым грузом. И каждый раз в моей голове всплывал ответ: все, что сейчас от меня требуется, это дрянной первый набросок, скажем, набросок хотя бы первого параграфа.

Именно таким образом я и начинала писать, и ничто меня не сдерживало. Я практически только лишь печатала, заставляя свои пальцы двигаться. И то, что получалось, было ужасно. Я писала вводный абзац длиной в целую страницу, хотя вся рецензия должна была уместиться на трех…»

Но этот метод работал. Первые наброски Ламотт были чересчур длинными, слишком скучными и из них сквозило самодовольство. Они действительно были дрянными. Однако на следующий день, перечитывая написанное с цветным маркером в руке, поправляя вводный абзац и улучшая концовку, она переписывала все заново.

«И это было прекрасно. Иногда этот процесс выглядел странным и таинственным, но метод всегда помогал».

Питер Симс «Мелкие ставки»

Да, всё так и есть. Эта статья написана именно таким образом. Мне просто захотелось что-то написать, я выбрал тему, которая тронула меня в последней прочитанной книге, сел и… начал писать. Без плана, без стратегии, без исследования тон литературы. Я писал и вспоминал что-то по ходу дела. Какие-то примеры из жизни, какие-то важные вещи, про которые стоит рассказать.

Когда я пишу статью, я стараюсь не останавливаться в размышлениях, как написать тот или иной кусок текста. Просто пишу, как пишется, боясь потерять задор и вдохновение. И уже потом, после того, как поставлена последняя точка, многократно перечитываю текст и привожу его к цельному и удобочитаемому виду.

Пишите быстро. Не тратьте на это всю жизнь

Вы не писатель. Вам не нужен Букер. У вас какое-то своё дело, а тексты лишь дополняют его. Не надо работать над простой короткой статьёй сутки напролёт. Вы всё равно не прыгните выше своей головы. Единственный способ улучшать свои писательские навыки – много писать. Но у вас немного времени на эту деятельность. Значит, много писать вы можете только в одном случае — если вы будете быстро писать.

На написание этой статьи я потратил 2 часа. Такая у меня была цель. Ещё около часа наверно потрачу на то, чтобы повысить её удобочитаемость, подсократить, вычистить ошибки, которые пропустил Ворд. У меня нет больше времени на неё. И я считаю, что пусть лучше мои читатели прочитают несовершенный с точки зрения литературного мастерства и грамотности текст, чем не прочитают его вообще. А если я вдруг забыл рассказать про что-то важное в этой статье, то я напишу другую: «Просто начните писать 2». Это ж так просто.

Подпишитесь на RSS-ленту этого блога, чтобы всегда быть в курсе новых статей.

This entry was posted in Статьи and tagged . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.

2 Comments

  1. Posted 14.08.2012 at 6:38 дп | Permalink

    Спасибо, Александр.
    Как всегда, с каждым возвращением ваши тексты становятся всё ценнее.

    Ждём продолжения про брендинг.

    • Alexander Shiryshev
      Posted 14.08.2012 at 6:57 дп | Permalink

      Спасибо Вам

  • Подпишитесь на рассылку,

    чтобы не пропустить мои новые статьи и обучающие мероприятия о брендинге, рецензии на интересные книги, вакансии для дизайнеров. Простая отписка.
    Подпишитесь только на те рубрики, которые вам интересны
  • Рубрики

  • Архивы