Сам себе пиарщик. Писатели и спикеры

Сам себе пиарщик. Писатели и спикеры

Пиар и маркетинг – это всегда последние строчки в бюджете малого бизнеса. Что тут говорить, если даже большие компании в трудные времена первым от финансирования отрезают отдел маркетинга. Бывает, что его отрезают не только от финансирования. И, если у большой компании есть жировая прослойка в виде сильного бренда и его приверженцев, которые будут расхваливать его какое-то время без поддержки Центра, то у малого бизнеса таких преимуществ нет. Стартап не может позволить себе замолкать ни на секунду. Тут как в сказке про дудочку и кувшинчик: как только дудочка замолкает, ягодки прячутся.

Даже если у компании совсем нет денег, инструменты условно-бесплатного пиара есть всегда. Я называю их бесплатными условно, потому что на пиар всё равно придётся потратить какое-то время. Первое на что стоит потратить время – выявление талантливых и способных членов команды.

Писатель

Уже на этапе бизнес-планирования неплохо бы задуматься о пишущем человеке. Это не значит, что нужно обязательно вводить в штат должность копирайтера или пиарщика. Пишущим человеком может быть по совместительству любой член команды. И даже лучше, если это будет парень от сохи. Его основная специальность может быть любой: программист, дизайнер, президент. Важно, чтобы он был графоманом. Графоман определяется по наличию живого блога и небольшой армии почитателей таланта.

Идеальный вариант — это когда пишет владелец бизнеса. Никто не напишет про дело лучше хозяина. Посмотрите, как преобразился имидж ВКонтакте после того как Павел Дуров начал писать. Он пишет не идеально, но даже так в сто раз лучше, чем полная тишина, когда все думали, что он виртуал, а у компании не было человеческого лица.

Графоману всё равно что писать: статья, пресс-релиз, рассылка, пост в блоге, твит. Графоман пишет легко и быстро. Пока бизнес маленький и не заметный, можно не ограничивать графомана в стилистике. Можно не морочить голову корпоративной этикой и бренд-эссенцией. Чем меньше будет согласований, тем больше будет выхлопа. Грамотность – это, пожалуй, единственное, за чем надо следить.

Хорошо, если у писателя есть чувство юмора. Тогда ему вообще цены нет.

Поощряйте такие способности. Выделяйте сотрудникам время на писательские задачи. Если вы думаете, что платить такому человеку премию дорого, то поинтересуйтесь сколько стоит 1000 знаков у какого-нибудь среднего пиар-агентства, а потом сделайте ради смеха заказ и посмотрите, что они вам напишут. С фрилансерами такая же ситуация. Они не работают с вами бок о бок, они не знают вашего бизнеса, они не в курсе всех новостей, а вы им никогда всего не расскажете даже при всём желании. Тексты профессионального стороннего писателя всегда проигрывают непрофессиональным текстам члена команды.

Я твёрдо верю, что хороший мотивированный писатель в стартапе каждый день увеличивает его капитализацию. Пишущий партнёр – один из лучших партнёров. Цените таких людей.

Спикер

Я затрудняюсь ответить, что важнее: спикер или писатель. Но если у вас есть и то, и другое, вы в шоколаде. Спикер в нашем случае это не обычная бубнилка с презентацией. Это человек с ораторскими способностями и харизмой. Если писатель любит писать, то спикер любит… правильно, говорить. Здесь мы, конечно, подразумеваем не балабола и пустомелю, а человека, который умеет внятно, кратко и доступно излагать суть вопроса. Кроме того, он любит быть в центре внимания, любит, когда его слушают.

Таких людей ещё меньше чем писателей. Дело осложняется тем, что тут уже не получится подлога. Если в случае со статьями иногда можно выдать одного человека за другого, то тут такое не прокатит. А кого обычно жаждут послушать? Владельцев бизнеса и топ-менеджмент. Это сужает круг доступных кандидатов. Если говорящего топ-менеджера под рукой нет, выход один – прокачивать того, кто есть. Надеюсь, все верят, что каким бы не был человек безнадёжным, сделать достойного оратора можно из любого. Было бы желание и упорство. Если не верите, посмотрите хороший фильм King’s Speech.

Что делать с недостатком харизмы? Уверен, что при желании можно исправить и эту ситуацию.

Маркетологи любят термин «говорящая голова». Мне он не нравится, потому что настраивает на примитивный подход к спикеру: не важно что, не важно как, лишь бы что-то говорил. Говорящими головами часто называют и хороших спикеров, что не верно. Настоящий спикер с харизмой – это прежде всего хороший актёр. Хороший спикер — это лидер. Обратное, как правило, тоже верно.

С хорошим спикером можно покорить мир. Можно участвовать во всех значимых и второстепенных отраслевых мероприятиях, а можно проводить свои. Можно устраивать вебинары. Можно выпускать подкасты. Можно давать ураганные интервью на радио и телевидение. Даже если какие-то вышеперечисленные инструменты чего-то стоят, они точно становятся бесплатными, когда вы заслуживаете себе репутацию хорошего спикеры. Вас начинают приглашать на каждое первое мероприятие. А мероприятий сейчас проходит ой как много.

Не забываем про внутренний пиар: выступление перед коллективом – это тоже очень важно. Кто поднимет боевой дух и вдохновит на подвиги, когда весь мир против нас? Лидер с ораторскими способностями. Также помним, что хороший спикер – это 50% хорошего переговорщика. Представляете, как увеличится конверсия презентаций клиентам и инвесторам?

Посмотрите на Джобса, Гейтса, Брина, Цукерберга. Они все хорошие спикеры, потому что у них большие компании, или их компании большие, потому что они хорошие спикеры? Подумайте об этом на досуге.

This entry was posted in Блог. Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.

One Comment

  1. Posted 08.06.2011 at 4:50 пп | Permalink

    Фильм очень понравился — спасибо за рекомендацию:)

  • Подпишитесь на рассылку,

    чтобы не пропустить мои новые статьи и обучающие мероприятия о брендинге, рецензии на интересные книги, вакансии для дизайнеров. Простая отписка.
    Подпишитесь только на те рубрики, которые вам интересны
  • Рубрики

  • Архивы