Буква ё. Альтернативное мнение

Последнее время участились нападки на 7-ю букву нашего родного алфавита. Вот и Лебедев уже пишет какие-то скандалезные статьи, в которых больше исторических анекдотов и мессианства, чем здравого смысла. Поэтому пора сказать пару слов в защиту буквы ё.

«Впервые применять на письме букву ё предложила княгиня Дашкова на заседании Академии наук в 1783 году. Видимо, перед этим она разглядывала этикетку на бутылке Mo?t & Chandon».

— А. Лебедев. Ководство

Рассказав исторический анекдот про княгиню Дашкову, Лебедев забыл упомянуть, что княгиню поддержали ряд ведущих деятелей культуры того времени, включая Державина, который первый начал использовать букву в деловой переписке. Уже в 1795 появилось первое печатное издание, в котором встречается буква ё, — книга Ивана Дмитриева «Мои безделки». А в 1796 году окончательно популяризовал букву Карамзин, напечатав в Московской университетской типографии свою первую стихотворную книжку «Аониды». В ней с буквой ё были напечатано три слова: орёл, мотылёк, слёзы.

Зачем нужны выносные элементы? Спросите у любого шрифтовика — он ответит: выносные элементы улучшают читаемость текста, без них текст выглядел бы монотонно. Именно поэтому в раннем средневековье с появлением большого количества религиозной литературы появился и минускульный шрифт — предтеча строчных букв, который отличался от маюскульного шрифта (прописных букв) более плавными формами, большей убористостью и большим количеством выносных элементов, за которые «цеплялся» человеческий глаз, благодаря чему повышалась скорость чтения. Умляут — не выносной элемент, но функции у него те же.

Если посмотреть с художественной точки зрения, выносные элементы создают ритм, а ритм в свою очередь улучшает эстетические свойства шрифта. Это, кстати, и является одной из основных причин, почему латинский алфавит считают «красивей» кириллического. И по этой же причине текст набранный кириллицей называют «забором»: строчные буквы в массе своей копируют буквы прописные, а у них выносные элементы — большая редкость (Ц, Щ, Й, отчасти Ф в кириллице; Q, отчасти J в латинице).

Шрифтовая реформа Петра I стала переломным моментом в развитии кириллицы. Всё, что выпирало и свисало, рубили как бороды у бояр. Пётр стремился к тому, чтобы строчные буквы были похожи на прописные, мотивируя это тем, что русскому мужику легче запомнить 33 буквы, вместо 66. Всё это привело к тому, что из 33 строчных букв кириллического алфавита только у 9 букв что-то свисает или выпирает (б, р, у, ф, д, ц, щ, й, ё). Для сравнения: в латинском алфавите из 26 букв выносные элементы имеют 13. Процентное соотношение явно не в пользу кириллицы.

В начале XX века под грохот революций была проведена очередная безграмотная шрифтовая реформа, и наш алфавит лишился чудесной буквы i: вновь решили приблизить алфавит к серым массам, а не наоборот. Теперь счастливая возможность пользоваться i есть только у братьев-украинцев.

И вот в начале XXI века новые реформаторы предлагают дорубить то, что не дорубил Петр I и большевики: не использовать «недобукву» ё в обычных текстах. Между тем, такое предложение равнозначно призыву не использовать её вообще: буква, не живущая в литературе, постепенно отомрёт и на остальных носителях.

«Взрослые люди вполне справляются с чтением и знают, как произносятся слова. В книгах для дошкольников ставят ударения и пишут букву ё, чтобы ребенок научился правильно читать. Взрослый, как правило, спотыкается при чтении подобных упрощённых текстов».

— А. Лебедев. Ководство

Весь этот текст написан с использованием буквы ё. Кто-нибудь хоть раз «споткнулся»?

Вывод. Букву ё следует использовать везде, где только можно. Её использование улучшает внешний вид и читаемость текста.

Ну а как насчёт других букв кириллицы? Стоит ли дожидаться новых нападок со стороны воинствующих неучей, новых революций и реформ, чтобы потом отбиваться и оправдываться? Давно пора отдать нашей многострадальной азбуке должное и рассказать про каждую её букву, пока их не упростили, не модернизировали и не латинизовали ещё больше. Поговорим про историю букв, про эволюцию, судьбу, отличия от латинских двойников, которые пытаются подменить собой наши буквы. Наши буквы — пожалуй, так и назовём эту серию статей. А продолжим повествование небольшим манифестом.

This entry was posted in Статьи and tagged . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.
  • Подпишитесь на рассылку,

    чтобы не пропустить мои новые статьи и обучающие мероприятия о брендинге, рецензии на интересные книги, вакансии для дизайнеров. Простая отписка.
    Подпишитесь только на те рубрики, которые вам интересны
  • Рубрики

  • Архивы