Аарон Уолтер «Эмоциональный веб-дизайн»

Не верю!

© Станиславский

Аарон Уолтер. Эмоциональный дизайнЯ стараюсь держаться подальше от эмоциональных людей и эмоциональных продуктов. С первыми сложно иметь дело, вторые просто пытаются меня обмануть. Таких людей, как я много. У нас просто такой склад ума: рациональный и логический. Например, в книге мне важна системность изложения и убедительная аргументация позиции автора.

Но я так же твёрдо знаю, что есть не меньшее число людей, которые ставят 20 обратных скобок подряд ))))))))), 9 восклицательных знаков препинания и одну единицу !!!!!!!!!1, ПИШУТ ПРОПИСНЫМИ, постят каждый день в ленту любимую музыку и жалуются всему свету, когда им кто-то наступит на ногу. У таких людей тоже есть деньги, и для таких людей тоже можно создавать продукты. Логично (логично!), что эти продукты должны быть соответствующим образом оформлены. А значит должны быть книжки, которые учат приёмам оформления таких продуктов. «Эмоциональный веб-дизайн» Аарона Уолтера — одна из них.

Из сказанного выше понятно, что эту рецензию надо читать с серьёзными поправками на мой психотип. И, тем не менее, постараюсь быть объективным. Я обозначил для себя два принципиальных момента, которые сформируют моё мнение о качестве книги: а) признает ли автор, что есть такие люди как я; сделает ли соответствующие оговорки; б) сможет ли автор неэмоционально подойти к эмоциональной теме: логично, системно, научно, последовательно.

На первый вопрос автор даёт конкретный ответ. Меня для него не существует.

Нам нравится думать, что в жизни мы руководствуемся логикой, а не эмоциями. Красивая, но далекая от истины идея. В действительности нам почти никогда не хватает времени, чтобы разложить все по полочкам и принять решение, поэтому мы полагаемся на интуицию. Вспомните свои недавние решения, и вы поймете, что ваш выбор определила именно она: «Какую рубашку надеть? Хм, пожалуй, подойдет голубая. Что съесть на завтрак? Хочется яичницы с беконом. Черт, кажется, впереди пробка. Что ж, сверну здесь, может, удастся объехать».

Садись, Уолтер. Два.

Я точно знаю, почему я сегодня надел эту рубашку. Я ем на завтрак кашу. Изо дня в день без всяких вопросов. Потому что это полезно для здоровья. Я перемещаюсь по городу с помощью навигатора. Таких, как я — миллионы. Это доказывают объём продаж навигаторов. Но такие, как автор, не могут заметить даже таких очевидных фактов. Наверно, потому что слишком сосредоточены на своих эмоциях.

Смог ли Уолтер изложить свои мысли, хоть сколь-нибудь внятно? Увы, нет. Эмо-книга хоть и не написана на эмо-языке, но построена по эмо-принципами. Такие книги называются псевдонаучными. Это когда у автора есть своя точка зрения (достаточно категоричная, как мы убедились выше) и он под неё пытается подложить научной соломки. Причем солома торчит неопрятно из разных мест книги. Такое ощущение, что автор открывал учебник по когнитивной психологии и биологии на случайных страницах и выдирал отдельные куски текста.

Мозжечковая миндалина заполнена нейротрансмиттером дофамином, который она использует так же, как ассистент — листочки post-it. Когда мозг обнаруживает вызвавшее эмоции событие, миндалина выделяет дофамин, который способствует запоминанию и переработке информации. Иными словами, она пишет на листочке «Запомни это!».

Ага, все правильно, маэстро копипейст. Только неплохо было бы при этом изучить пользу для продукта в каждом конкретном случае. Никогда не замечали, что вы очень хорошо помните креативную рекламу, но не помните, что она рекламировала?

В 1950–1960-е годы американский психолог Абрахам Маслоу открыл то, что мы все знали, но не могли сформулировать…

О, сколько нам открытий чудных, готовит книга объёмом 140 страниц! Аарон не просто помянул Масла всуе, он подробно рассказал про пирамиду :) Спасибо, Аарон, что бы мы без тебя делали.

И хотя CoffeeCup держит точные цифры в секрете, можно уверенно говорить о значительном росте объема их продаж.

К чёрту цифры! Главное, что Аарон в это верит :)

Таким образом придираться можно практически к каждому абзацу книги, потому что у текста нет последовательной логической структуры и мощной доказательной базы. Он рваный, субъективный, поверхностный и… эмоциональный. Возбудиться от такого способа изложения могут только эмо-читатели. И всё же, даже им я советовал бы хорошенько подумать, прежде чем внедрять советы Аарона Уолтера.

В книге есть фундаментальная проблема. Автор призывает разрабатывать тот или иной эмоциональный дизайн на основе собственной интуиции. Например, в книге есть великолепная инструкция по созданию образа-персонажа. Фактически, это воплощение образа продукта через персонификацию: описание характеристик продукта через описание характеристик персонажа и их визуализация в образе персонажа. Я сам когда-то пользовался такой методикой. И сам совершал ровно такую же ошибку как автор — брал характеристики этого персонажа из собственной головы. Это очень хрупкое основание для брендинга. Интуиция это, конечно, хорошо, но она может подвести.

Ближе к концу книги автор предлагает тем читателям, у которых нет эффекта от его полезных советов (!), попробовать, наконец, озадачиться вопросом «Подходит ли созданная(!) вами индивидуальность аудитории?» и даже провести на эту тему исследование…

[Бурные и продолжительные аплодисменты Капитану Уолтеру]

Считаю, что наши коммунальные службы должны подать на Уолтера в суд за нарушение патента на их технологию. Они уже многие годы работают так: сначала кладут новый асфальт, а потом озадачиваются вопросом замены труб, которые закатаны под асфальт. Но  в целом, отрадно, что проблема дураков актуальна не только для России…

Резюме: решайте сами

Несмотря на мою категоричность, я понимаю, что все мы в той или иной степени эмоциональны. Мне не понравилась фанатическая однобокость автора. Это крайность. Так же как другой крайностью является полный отказ от эмоций в бизнесе, канцелярский стиль, Вы-с-большой-буквы-канье, серые плашки, фальшивые улыбки и длинные инструкции.

Эмоциональная концепция реализована сейчас в полной мере в социальных сетях. Сначала тебя веселят все эти ролики, остроумные твиты, цитаты великих личностей, демотиваторы и истории из жизни. Но, в конце концов, ты понимаешь, что все эти засранцы просто крадут твоё время. Можно просидеть до конца жизни в этих соцсетях, отвлекаясь на всякую развесёлую (или шокирующую) муть, вместо того, чтобы заниматься полезным делом. Вот так же и с сайтами.

Чего я хочу от сайта: удивиться или дело сделать? Эта книга про первое. И мне не понравилось, что она совершенно обошла вопрос целесообразности эмоций. Хотя даже ребёнок знает, признаком кого является смех без причины.

Спасибо издательству «Манн, Иванов и Фебер» за книгу.

Подпишитесь уже на RSS-ленту. Другого способа гарантированно получать обновления этого сайта пока нет.

This entry was posted in Рецензии на книги and tagged . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.

2 Comments

  1. Светлана Соколова
    Posted 16.11.2012 at 1:19 дп | Permalink

    доверяю вашему вкусу — вычеркиваю книгу из списка

  2. Татьяна
    Posted 28.12.2012 at 3:55 пп | Permalink

    А мне книга понравилась. Хотя Ваша точка зрения очень категорична, но на то она и Ваша.

  • Подпишитесь на рассылку,

    чтобы не пропустить мои новые статьи и обучающие мероприятия о брендинге, рецензии на интересные книги, вакансии для дизайнеров. Простая отписка.
    Подпишитесь только на те рубрики, которые вам интересны
  • Рубрики

  • Архивы