I’m Siberian: «Мы просто развили легенду в идеальный мир»

Power, территориальный брендинг I'm siberian

Мой старый знакомый Вова Черепанов с группой товарищей запустил и развивает собственными силами необычный проект I’m Siberian. По формальным признакам это модный ныне территориальный брендинг. Однако, он сильно отличается от всего того, чем пестрят сейчас портфолио дизайнеров и ленты СМИ. У этого проекта нет заказчика. Это «инициатива снизу». Но это уже и не голая идея в портфолио. Проект живёт не только в электронный макетах, но и на физических носителях.

Я не мог не поговорить с Вовой на эту тему. Наш разговор публикую в формате интервью с минимальными правками: Вова предельно понятно и красиво рассказывает про своё детище. По-моему, получилось очень интересно.

Я слегка упустил тебя из виду, после того как ты ушёл из прославленного RealPro. Чем ты занимался все эти годы?

Я начал работать самостоятельно. Гораздо круче и интересней, когда ты сам можешь разрабатывать новые брендинговые технологии, изобретать новые подходы в креативе и создавать свежий дизайн. Я создал компанию POWER Креативные Стратегии, в которой мы берёмся за самые сложные и комплексные проекты по брендингу, дизайну и коммуникациям. Как правило, есть брендинговые агентства, и есть рекламные, занимающиеся коммуникацией и креативом. Мы стерли эту границу: брендинг и есть коммуникация, дизайн — это способ донести идеи. Неважно, какая у тебя платформа бренда, если зритель не видит ее воплощение на принте или в ролике. И наоборот — отличный креатив без стратегии не сможет сформировать образ марки.

Мы заранее закладываем креативный потенциал в айдентику, насыщаем ее идеями, которые будут эффективно распространяться самостоятельно, без ковровой бомбардировки в медиа.

Power, территориальный брендинг I'm siberian

Расскажи про проект I’m siberian. Кому и зачем он понадобился? В чем его идея?

I’m Siberian понадобился нам самим, для путешествий. Чтобы не отвечать на вопросы «Откуда ты?» и избежать политического подтекста. Россия ассоциируется с Москвой и Путиным, Сибирь — с дикой природой и медведями. Это большая легенда, новая экзотика, которую мы решили просто поддержать на новом, актуальном уровне. Да, мы живем в taiga рядом с wild bears, у нас летом минус 40, кругом moroz, но это круто: мы можем придумать и реализовать что-то по-настоящему новое, то, что может родиться только здесь.

Проект вызвал довольно острую положительную реакцию. Пожалуй, впервые я увидел, что людей может объединить что-то важное, настоящее, невысказанное. Однако, дело пошло дальше, чем большое количество лайков: мы сделали белые футболки в упаковках в виде снежков, которые рекомендовали замораживать в морозильнике перед тем, как одеть — чтобы почувствовать настоящую Сибирь. Они отлично разошлись по всему миру, и на данный момент уже более пяти сотен человек носят наши футболки!  Доход от продажи мы направляем на развитие проекта.

Оказалось, что этот проект нужен не только нам. Мы договорились, что проект будет открытым и социальным: принять участие в нем может любой сибиряк, которому интересна эта тема, и он  хочет ее продолжать. К проекту присоединяются  многие люди, которым интересно развивать эту историю. Это и дизайнеры, и художники, и музыканты, и журналисты, и бизнесмены со всей Сибири и за ее пределами.

Power, территориальный брендинг I'm siberian

Как обстоят дела с правами на марку? Если какая-то другая организация захочет печатать футболки и продавать их, вы предоставите ей макеты? Вы будете брать роялти или макеты будут распространяться по свободной лицензии?

Да, мы готовы к передаче материалов авторам, которые готовы развивать марку. Мы постоянно получаем письма со свежими идеями, многие из которых реализуются. Теперь, чтобы работать вместе, совсем не обязательно жить в одном городе.

Вы проводили какое-нибудь исследование? Вы спрашивали сибиряков, как они сами представляют себе Сибирь? Или это исключительно ваше видение, и оно удачным образом совпало с видением тех людей, которые покупают ваши футболки.

Этот проект — как рок-группа: мы играем то, что нравится нам. Есть люди, которым нравится наша «музыка». Как настоящие рокеры, мы должны выдавать хит за хитом, чтобы оставаться на коне. Если серьезно, то мы внимательно следим за реакцией людей на новые продукты и выбираем следующее направление с учетом  настроений и идей аудитории, но с некоторым опережением. Да, нам важно не просто делать то, чего хотят от нас, но удивлять, показывать что-то действительно новое.

Power, территориальный брендинг I'm siberian

Как вообще проходил процесс разработки? Спонтанно, на вдохновении и интуиции? Или как коммерческий брендинговый проект?

Да, прежде всего, вдохновение и интуиция. И мощная, очень точная идея, изначально некоммерческая и с небрендинговым сценарием: маркой управляет активная часть аудитории, а не инвестор или производитель продуктов. Модель децентрализована и развивается самостоятельно. Это такой серфинг на большой волне — чтобы удержаться на гребне, нужно активно двигаться и сохранять равновесие. Цель — не получение прибыли, а распространение идеи: если люди готовы покупать и носить наши продукты, значит, нужно сделать для этого все возможное. Людей больше в магазинах, чем в музеях.

Кроме того, мы охотно идем на контакты с организациями, которые готовы с помощью своих продуктов стать проводниками идеи IMS. Так, например, сейчас занимаемся целым направлением так называемого «дикого питания»: напитков и продуктов на основе дикорастущих растений. Такие серьезные шаги невозможны без опыта инвесторов, менеджеров и логистов, поэтому мы активно сотрудничаем в этом направлении с организациями, которые работают на этих рынках.

Расскажи на примере этого «дикого питания», как вы будете взаимодействовать с такими проектами. Это будет кобрендинг, IMS станет для них «зонтиком», неким знаком качества или эти продукты будут выпускаться под брендом IMS?

У нас на рынке откровенно мало местных продуктов с уникальной концепцией. Мы решили создать что-то действительно новое и флаговое, пойти дальше, чем «органик фуд»: использовать продукты, которые собираются в тайге. Благо, что все рядом. Есть несколько фирм, производящих кедровые орешки, масло и молочко из них, однако, они не употребляются даже у нас в качестве ежедневного питания, хотя они весьма полезны.

Мы меняем форму и подачу этих продуктов для того, чтобы они стали привычными и традиционными в рационе — как апельсиновый сок у американцев по утрам (кстати, это рекламный проект). Продукты будут выпускаться под нашей маркой, проект будет получать прибыль с продажи.

Кстати, мы не исключаем участия нашего проекта или персонажей (того же медведя) в рекламных кампаниях других марок. Например, сейчас ведем переговоры с производителем теплой одежды, где медведь выступит в качестве специально приглашенной звезды. (:

Power, территориальный брендинг I'm siberian

Расскажи про вашего фирменного медведя. Это маскот или временное «лицо кампании»? Не сильно избитый символ?

На самом деле, мало кто знает, что на самом деле происходит в Сибири. Это огромное белое пятно и самая большая загадка в мире. Что там? Мороз, медведи, огромные просторы. Мы просто поддержали эту легенду и развили ее в идеальный мир, главные жители которого — медведи. Это абсолютно дикий, чистый и морозный мир, в котором природа задает свои правила. Мы все в Сибири — немного медведи: немного дикие и неуклюжие. И именно в этом есть та самая наша особенность!

Из чего в итоге состоит стиль? Типографический идентификатор I’m siberian, слоган The united states of siberia, медведь в футболке, фотостиль, фирменный голубой цвет, шрифт? Сформировалась ли уже целостная визуальная система?

Стиль как таковой в процессе формирования и редизайна. Мы на старте, нам важно было собрать первую информацию, реакции, точки интереса аудитории. Сейчас это бета — версия, которая будет совершенствоваться и дополняться.

Power, территориальный брендинг I'm siberian

Вова, вас никто не упрекал в сепаратизме? Сейчас много всяких геополитических страхов: от полного бреда до вполне обоснованных. А вы вдруг заявляете всему миру, что вы не простые русские, а какие-то особенные — сибиряки. Одно дело, когда какой-нибудь город вроде Перми балуется с местечковым патриотизмом, другое дело, когда огромный регион претендует на особое к себе отношение. Пусть это пока только футболки, но заявка на самоопределение серьёзная: The United States of Siberia. Не боитесь, что какой-нибудь региональный политик оппозиционного толка на полном серьёзе подхватит вашу хохму и дополнит какими-нибудь агрессивными лозунгами, вроде «хватит доить Сибирь-матушку»?

Признаться, я не понимаю таких опасений. Наоборот, я верю, что благодаря проекту I’m siberian люди в Сибири станут увереннее в своих силах, придет понимание, что здесь есть будущее, что вокруг много по-настоящему выдающихся людей, что это отличное место, чтобы именно здесь жить и работать. Нам есть, что сказать миру.

Мы сразу поставили перед собой задачу не вмешиваться ни в политику, ни в религию — это разъединяющие факторы.  Мы же преследуем цель объединения, и основания для него должны лежать в другой плоскости: социальной, общественной, личной, основанной на естественных человеческих отношениях. Мы против агрессии в любом проявлении.

Power, территориальный брендинг I'm siberian

Резюме

Судя по всему, продукт нашёл свою аудиторию. А, значит, можно говорить о появлении бренда. Бренд появился без инвестиций, административного ресурса, медийной поддержки — на одном «сарафане». На мой взгляд, случай для российского рынка уникальный. И это очень вдохновляющая история.

А вам нравится этот проект? Как считаете, у него есть потенциал стать российским I’amsterdam и I love NY? Известны ли вам подобные проекты в России?

Подпишитесь на рассылку

This entry was posted in Статьи and tagged . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.

16 Comments

  1. Артемий
    Posted 01.11.2012 at 9:56 дп | Permalink

    Отличная идея, надеюсь получится поработать с ребятами.

  2. Оксана
    Posted 02.11.2012 at 8:57 дп | Permalink

    Подскажите, где можно приобрести вашу продукцию? очень понравилось))

    • Александр Ширышев
      Posted 03.11.2012 at 3:36 пп | Permalink

      Я ничем не торгую. Я просто взял интервью. Найдите в сети сообщество или сайт и задайте вопрос там.

      • Владимир Черепанов
        Posted 05.11.2012 at 12:01 пп | Permalink

        Мы затеяли эту историю даже не для продажи, а для распространения. Люди, которые носят наши вещи — главные евангелисты проекта. imsiberian.com

  3. Евгений М.
    Posted 02.11.2012 at 10:22 дп | Permalink

    я б себе на заднее стекло машины приклеил такую наклеечку… классно!)

  4. Евгений С.
    Posted 13.11.2012 at 8:41 пп | Permalink

    Идея отличная, реализация тоже. Единственное, что смущает это «United States of Siberia». Я не махровый патриот, но название US слишком уж сильно ассоциируется совсем не с Россией. Хотя, конечно понимаю, что это сделано специально, игра слов и все такое. Но всерьез бы подумал над сменой Соединенных штатов на что-то другое

    • Александр Ширышев
      Posted 13.11.2012 at 8:46 пп | Permalink

      Согласен. Опасные заигрывания. Тут уже в комментариях отметились любители отделять различные части России от целого.

  5. Виталий
    Posted 16.11.2012 at 9:36 дп | Permalink

    Отличная идея! Нужно её развивать дальше. С удовольствием поработал бы с ребятами.

    • владимир черепанов
      Posted 17.11.2012 at 7:35 дп | Permalink

      IMS — открытый проект, мы открыты для новыйх идей и коллабораций!

  6. Евгений
    Posted 17.12.2012 at 8:14 дп | Permalink

    Идея хорошая, но логотип пуст и холоден. Даже если не прикапываться к типографике, кроме лаконичной мысли что сибирь — это холод, им ничего не передается. Некоторая ирония присутствует, потому как мы знаем что в Сибири есть что-то еще кроме холода и медведей, но для иностранцев юмора в этом нет. А хочется тепла, хоть каплю души, ведь у сибиряков есть душа, есть что-то особенное.

  7. Евгений
    Posted 17.12.2012 at 9:53 дп | Permalink

    поэтому как идею предлагаю развить лого в таком направлении: снежинку ведь можно составить из каких угодно объектов? Дайте возможность её трансформировать. Напримеродна половина снежинки остается постоянной, а другая из других образов. Может по теме различаться или от территории, в кузбассе одна снежинка, в красноярском крае другая или по городам. Тогда он оживёт.

  8. Иван
    Posted 21.12.2012 at 11:22 дп | Permalink
  9. Posted 30.09.2013 at 10:41 дп | Permalink

    У нас тоже активно проводят брендинг территорий. теперь Донецк — это не розы, уголь, храмы и степь. Это город контрастов. Дончане живут на высоте 259 метров над уровнем моря, а работают на глубине более 3 000 метров под землей. Здесь среди природных парков вырастают рукотворные горы, а в черной угольной земле растут красные розы.

  10. Рустик
    Posted 28.03.2014 at 6:07 пп | Permalink

    http://www.revision.ru/work/75895/ какая то связь чувствуется

    • Александр Ширышев
      Posted 01.04.2014 at 6:34 дп | Permalink

      У Олега так и написано «Изначально шрифт разрабатывался для проекта I’m Siberian»

  • Подпишитесь на рассылку,

    чтобы не пропустить мои новые статьи и обучающие мероприятия о брендинге, рецензии на интересные книги, вакансии для дизайнеров. Простая отписка.
    Подпишитесь только на те рубрики, которые вам интересны
  • Рубрики

  • Архивы