Ленина Миронова «Цвет в изобразительном искусстве»

Проблема цвета — это проблема не качества, а выбора.

— Анри Матисс, Сборник статей о творчестве

Ленина Миронова «Цвет в изобразительном искусстве»Когда берешь в руки книгу по теории искусств, да еще написанную каким-нибудь профессором, невольно ожидаешь, что как только ты ее откроешь, на тебя тут же повалятся термины, правила, аксиомы и пространные определения.

И вот, казалось бы, и тема серьезная, и с обложки на нас смотрит строгая пожилая женщина, и под фотографией подпись — «профессор», а ты читаешь страницу за страницей, и грузить терминами тебя почему-то никто не собирается. Незаметно пролетают часы, ты закрываешь прочитанную книгу, а в голове вместо опухоли от зауми, аккуратно разложенные знания.

Книга начинается с раздела «Цветовые системы», которые содержит краткий обзор систематики цвета с первобытных времен до нашего времени. Здесь читатель найдет всевозможные национальные системы, замешанные на быте и религии, а также цветовые круги от теоретиков колористики. Кругов много, но сказано про них ровно столько, сколько надо. Интересующиеся той или иной системой углубятся в нее сами.

Далее идет обширная (по масштабам книги) глава про содержание и символику цвета. Каждый из основных цветов рассмотрен со всевозможных ракурсов и точек зрения. Читая эту главу, понимаешь, что каждый цвет — целая вселенная, которая не может характеризоваться только словами «хороший/плохой» или «теплый/холодный».

Следующие главы рассказывают о типах колорита, цветовой композиции, гармонии и декоративности. Отдельные главы посвящены проблемам цвет-свет и цвет-форма. Ну и завершает все извечная тема — натуральность в живописи (копировать окружающий мир или творить «свое» с нуля).

Какая бы тема в книге не рассматривалась, цвет исследуется в рамках всей истории искусств. Читателя последовательно проводят по всем этапам эволюции теории цвета: от первых цивилизаций до XX века с его отрицанием всего и вся. После прочтения книги остается четкое понимание роли цвета в произведении той или иной эпохи и механизмов его воздействия на зрителя.

Резюме

Аудитория. Студенты художественных специальностей. Дизайнеры. Рекламисты.

Информативность. Материал подан очень гармонично и органично, по принципу хорошего лекционного курса. С одной стороны все по существу и без воды, с другой стороны написано нормальным «живым» языком. Цитаты и примеры непринужденно перемежаются с классификациями и ключевыми положениями. Видно, что у автора богатая преподавательская практика.

Читабельность. Большинство глав занимает буквально несколько листов. Читатель, не успевая утомиться от одной темы, переключается на другую. Поэтому читается книга легко, буквально на одном дыхании.

Иллюстраций много, но из-за экономии на печати собраны одной тетрадкой, что не повышает удобство пользования книгой.

Оформление приятное, по-белорусски добротное, без изысков. Хотя иллюстрации могли бы быть напечатаны более качественно: все-таки тема обязывает.

This entry was posted in Рецензии на книги and tagged . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.
  • Подпишитесь на рассылку,

    чтобы не пропустить мои новые статьи и обучающие мероприятия о брендинге, рецензии на интересные книги, вакансии для дизайнеров. Простая отписка.
    Подпишитесь только на те рубрики, которые вам интересны
  • Рубрики

  • Архивы