Иоханнес Иттен «Искусство формы»

Текст книги набран буквами,
но именно пустота между ними
составляет суть книги.

Иоханнес Иттен «Искусство формы»«Искусство формы» — вторая книга из серии издателя Дмитрия Аронова, вторая книга дизайнера и педагога времен Баухауза Иоханнеса Иттена. Схожесть названий, один автор, один издатель — тут не удержаться от сравнений. Что ж, сравним.

«Искусство цвета» было серьезным исследованием, практически цветовой теорией. Материал был жестко структурирован, последовательно и плавно вводил читающего в курс дела. В книге была масса полезной информации, а самое главное она доступно излагалась. В «Искусстве формы» попыткой чему-то научить даже не пахнет. Перед читателем небрежно кинута кипа студенческих работ и озвучена невнятным бормотанием.

Следует сразу сказать об объемах материала. Вторая книга Иттена толще первой, но текстового материала в ней на порядок меньше. Текст по отношению к иллюстрациям занимает этак 1/20. Т.е. это не книга, а практически альбом с краткими аннотациями перед каждой темой.

Краткость — сестра таланта, и в «Искусстве цвета» можно было не раз убедиться в этой простой истине. В этом же издании Иттена как подменили: он пишет и мало и не по существу. В крохотных текстах он зачем-то рассказывает, как он обучал своих студентов, какие задания он им давал, и как они при этом росли над собой. Возможно, если бы суть заданий была бы чуть более подробно описана, это было бы полезно для читателя, а так структура материала больше напоминает отчет о проделанной работе на заседании кафедры, чем на желание поделиться какими-то знаниями.

Текста мало, но, быть может, автор не хотел отвлекать читателя (в данном случае уже зрителя) от главного — иллюстраций. Смотрим иллюстрации и понимаем, что отвлечь от них действительно не сложно. Глазу не за что зацепиться. Все иллюстрации в книге — работы студентов Иттена. Да, в целом опрятно, местами оригинально, но не более.

Кому, спрашивается, нужны две сотни иллюстраций, если они не подкреплены никакой теорией? Нет ничего глупее, чем смотреть чужие работы по композиции и формотворчеству. Обучиться композиции и чувству формы, разглядывая картинки, невозможно. В любом случае для особо упорных на это есть великие мастера, у которых чувство формы в любом случае лучше, чем у безызвестные немецких студентов.

Резюме

Аудитория. Очень продвинутые студенты, которые хотят убедиться, что они все делают правильно.

Информативность низкая.

Читабельность. Нудно, даже для таких маленьких объемов текста.

Иллюстрации. Работы студентов. Такие же вялые, как и текст автора.

Оформление. Единственное в книге, к чему нет никаких претензий.

p.s. Книга уже далеко не новая. Читал ее два года назад, как только она появилась. Впечатление было точно такое же. Я подумал: «Ну что ж, наверно я еще чего-то не понимаю, отложу на пару лет, потом попробую перечитать: все-таки это Иттен, как никак». Перечитал. Третий раз читать пока не собираюсь.

This entry was posted in Рецензии на книги and tagged . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.
  • Подпишитесь на рассылку,

    чтобы не пропустить мои новые статьи и обучающие мероприятия о брендинге, рецензии на интересные книги, вакансии для дизайнеров. Простая отписка.
    Подпишитесь только на те рубрики, которые вам интересны
  • Рубрики

  • Архивы