Дональд А. Норман «Дизайн привычных вещей»

Людям настолько симпатичен Норман, что им приятно его читать, даже если он не говорит ничего революционного.

— Дмитрий Сатин, специалист по юзабилити

Дональд А. Норман «Дизайн привычных вещей»Когда я заканчивал учёбу в ВУЗе по специальности инженер-программист, я уже знал, что программистом я никогда не буду. К тому времени я уже 3 года работал дизайнером, и одна мысль о грядущем дипломном проекте вызывала болезненную судорогу мозга. Однако, я всё-таки выкрутился, найдя интересную тему диплома: юзабилити — удобство использования программных продуктов. Принявшись яростно изучать литературу по этой теме, то тут, то там натыкался на рекомендации зубров юзабилити прочитать одну полезную книгу. Она называлась The Design of Everyday Things и существовала только на английском языке. Английский язык я знал плохо, но всё равно готов был её заказать хоть в самой Америке, настолько положительно о ней отзывались зубры. Потом я понял, что напишу диплом и без неё, так и не обогатив amazon.com.

Недавно я увидел её на полке книжного магазина и сразу узнал, не глядя на название, — на обложке был тот самый чайник… Книга смотрела на меня с укоризной, словно девушка, на которой пообещали жениться, но в последний момент бросили. Пришлось незамедлительно жениться приобрести.

Отдельного рассказа заслуживает автор. Дональду Норману уже давно за 70. Он почётный профессор в области когнитивных наук университетов Калифорнии и Сан-Диего, профессор компьютерных наук Северо-Западного университета. Норман входит в многочисленные экспертные комиссии, включая редакционную коллегию Британской энциклопедии. В середине 90-ых Норман был вице-президентом Advanced Technology Group, исследовательской лаборатории Apple, а в настоящий момент является соучредителем Nielsen Norman Group, консалтинговой компании, в которую помимо него входят Якоб Нильсен и Брюс Тогназзини. Те, кто хоть немного интересуется юзабилити, приходят в трепет от одних имён этих специалистов. Норман — мессия, Норман — пророк. Его идеи и принципы становятся прорывами в промышленном дизайне 20 лет спустя.

Возможно, когда-нибудь обозначение клавиш будет осуществляться с помощью миниатюрного дисплея, расположенного на каждой из них, и изменение типа клавиатуры станет пустяковым делом. Компьютерные технологии могут освободить пользователей от оков стандартизации. Каждый сможет выбрать клавиатуру на свой вкус

— «Дизайн привычных вещей», 1988

Ничего не напоминает? Хотя сам Норман мессианством не болеет. В своих исследованиях он больше занят повседневными проблемами: неудобными дверьми, сложными магнитолами и даже недружелюбными пультами управления на атомных станциях. Нормана можно назвать Главным Адвокатом Пользователя: это не пользователь туп, это плох дизайн, это не пользователь консервативен, это плоха новая версия, это не пользователь ошибся, это система не обеспечила обратной связи. Норман ратует за функционализм, отдавая должное эстетике. Норман против новых технологий, если эти технологии не облегчают человеку жизнь, а создают ему новые проблемы.

Книги Нормана надо вводить в обязательный список литературы обучающихся дизайну, программированию, архитектуре, маркетингу, менеджменту, психологии и даже юриспруденции. Вообще всех надо заставить прочитать «Дизайн привычных вещей». Слишком часто человек винит себя за ошибки, в которых он не виноват, или виноват, но когда без ошибок не обойтись никак. Слишком плачевная складывается ситуации в современном глобальном мире потребления, когда балом правят маркетологи, которые на первое место ставят бессмысленное украшательство и гиперфункцональность.

Резюме

Аудитория. Порекомендовал бы вообще всем. Издателю выговор за смехотворный тираж.
Читабельность. Иногда Нормана заносит в область теории мозговой деятельности человека, в когнитивную психологию, в классификацию ошибок. Тогда читать становится довольно сложно. Но в целом книга воспринимается на ура.
Информативность. Книга заставляет думать, прежде всего.
Иллюстрации. В российском издании безобразные. Может в оригинале лучше.
Оформление. Странно, когда в книге про удобство сноски группируют в конце книги, мотивируя это тем, что сноски внизу страницы отвлекают читателя. Странно, когда речь об иллюстрации идёт на страницу раньше, чем появляется сама иллюстрация. Суммируя это с убогим качеством печати и мягким переплётом, я бы оценил оформление книги на слабую тройку. «Вильямсу» больше культовых изданий не давать.

This entry was posted in Рецензии на книги and tagged . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.
  • Подпишитесь на рассылку,

    чтобы не пропустить мои новые статьи и обучающие мероприятия о брендинге, рецензии на интересные книги, вакансии для дизайнеров. Простая отписка.
    Подпишитесь только на те рубрики, которые вам интересны
  • Рубрики

  • Архивы