Сергей Серов «Графика современного знака»

Сергей Иваныч! Книжка без картинок никому не нужна!

— Андрей Логвин о книге «Мои дизайнеры»

Сергей Серов «Графика современного знака»Кто читал книгу Сергея Ивановича «Мои дизайнеры», уже может составить поверхностное впечатление о конструкции данной книги: объединенные под одной обложкой статьи, опубликованные ранее. По большому счету, я бы не стал называть такое издание книгой: тут более уместен библиотечный термин «подшивка». В «Моих дизайнерах» такой прием был уместным, самодостаточным и даже оригинальным. Он погружал читателя в некую атмосферу «старины глубокой», окутывал духом профессии.

В книге «Графика современного знака» Сергей Иванович решил воспользоваться испытанным способом. Собственно, уже в этих элементах — названии и способе изложения — начинаются какие-то нестыковки. Слово «современный» как-то не вяжется с запахом нафталина и пожелтевшими страницами старых газет. И на этом нестыковки, к сожалению, не заканчиваются.

Пожалуй, самый главный вопрос — какие критерии применять при анализе такой литературы. Сказать, что книга плоха или хороша нельзя, потому что Книги собственно и нет. Есть набор статей. Они были уже когда-то написаны, и каждая из них была по-своему хороша и по-своему плоха, предназначалась для какой-то конкретной ситуации, несла на себе определенные функции и отпечаток времени. Хотя, с другой стороны, статьи в данной «подшивке» написаны одним и тем же человеком и практически не противоречат друг другу, не смотря на большой временной промежуток. Даже более того — содержимое статей часто пересекается.

Итак, критерий один: насколько хорошо эти статьи взаимодействуют друг с другом и насколько хорошо они создают единое информационное пространство, именуемое Книгой. В случае с «Моими дизайнерами» Сергею Ивановичу такое пространство удалось создать. Удалось ли его создать в «Графике современного знака»?

На мой взгляд, только отчасти. После прочтения книги остается очень четкое понимание визуально-культурных парадигм: классики, модернизма и постмодернизма. Причем постмодернизму отводится явно первостепенная роль. Также удалось создать визуальное пространство из 400 прекрасных знаков. Пожалуй, и все.

Но разве этого ждут читатели книги, особенно те из них, которым уже приходилось присутствовать на лекциях Сергея Ивановича? Конечно, нет. Получилось же так, что немногочисленные клочки текста, того самого, который должен был создать информационное пространство, были задавлены графической массой. Текст стал играть второстепенную роль, превращая Книгу в книжку с картинками.

За исключением редких мест, текст выполняет только комментирующую, но не обучающую функцию: «Посмотрите, какой хороший логотип. Он хороший, поверьте на слово». Верим! Кому же, как не Сергею Ивановичу, верить. Но ПОЧЕМУ логотип хороший?! Ведь всего-то ничего надо — буквально пару страниц комментариев — и даже у самого последнего дилетанта уже не возникнет такого вопроса.

В том-то и беда. Полки дизайнеров, тех самый дилетантов, которых так часто упоминает Сергей Иванович в своих статьях, просто ломятся от всевозможных каталогов и альбомов с тысячами логотипов. Вот господин Картер в каждом своем издании твердит, что отобрал самое лучшее по всему миру. И мы ему тоже готовы верить. Но дело в том, что от книжек с картинками умнее не становишься. Так же как нельзя научиться скульптуре только посредством созерцания, даже если часами будешь смотреть на лучшие произведения античности и эпохи Возрождения.

Да, мало кому нужна книжка без картинок, но даже она намного полезнее, чем очередная книжка с картинками без текста.

Резюме

Аудиторию затрудняюсь определить.

Читабельность не сложная: 70 страниц не мудрено прочесть.

Информативность низкая.

Иллюстрации — это то ради чего стоит купить книгу. Может, если очень долго на них смотреть, наконец, поймешь, что такое хороший логотип.

В основном иллюстративный материал тяготеет к постмодернистской парадигме, поэтому людям, которые предпочитают «швейцарскую» стерильность и логику, нужно морально быть готовым к тому, что они встретят много примеров того, чего умом не понять, а объяснить никто не объяснит.

Каждый логотип расположен на отдельной странице, что еще раз подчеркивает главенствующую роль графики над текстом.

Оформление не впечатляет. Обложка впору для руководства по выпиливанию лобзиком. Переплет вообще безобразный: книга разваливается.

This entry was posted in Рецензии на книги and tagged . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.
  • Подпишитесь на рассылку,

    чтобы не пропустить мои новые статьи и обучающие мероприятия о брендинге, рецензии на интересные книги, вакансии для дизайнеров. Простая отписка.
    Подпишитесь только на те рубрики, которые вам интересны
  • Рубрики

  • Архивы