Митя Харшак «От психологии бытового шрифта к графической археологии»

О счастливцы, получившие в наследство изящный и пластичный латинский алфавит, ведущий с пишущим бесконечные завлекательные игры. Вам неведома прекрасная топорность кириллицы, ее обширные чащи и царапающие шипы!

— Ольга Флоренская, «Психология бытового шрифта»

Митя Харшак. От психологии бытового шрифта к графической археологииГод от года крепнет у дизайнерской братии любовь к уличному шрифту. Сначала отдельные энтузиасты вроде Гулитова и Харшака включали задания с элементами графической археологии в свои курсы, потом в LiveJournal появилось соответствующее комьюнити, а сейчас мы уже держим в руках — ни больше, ни меньше — книгу на эту тему.

Книга представляет собой сборник статей, в основу которых положены фотоматериалы пяти исследователей бытового шрифта: Ольги Флоренской, Юрия Гулитова, Юрия Молодковца, Олега Шагапова и Мити Харшака. Несмотря на большое количество авторов материала и еще большее количество авторов статей к этим материалам (например, статью для Гулитова писал Сергей Иванович Серов), книга получилась цельная и гармоничная.

Следуя названию, книга начинается со статьи Ольги Флоренской «Психология бытового шрифта». И это абсолютно справедливо и закономерно, ведь именно Флоренская еще в 80-х годах заинтересовалась исследованием бытового шрифта, именно ей принадлежит этот термин и первая книга на данную тему с одноименным названием.

Флоренская хороша. Её язык такой же живой, сочный и свободный, как и предмет исследования. Когда читаешь её статью, улыбка не сходит с губ, сердце наполняется любовью к «первородному убожеству», хочется схватить фотоаппарат и кинуться «на передовую»: в подворотни и помойки. Статья Ольги Флоренской задает тон и ритм всей книге, который уже не снижается до самого конца.

Русские буквы, кажется, созданы для тренировки христианского смирения: скупые движения корявой рабочей руки, согретой дыханием на морозе, — вот рисунок нашей азбуки.

— Ольга Флоренская, «Психология бытового шрифта»

Юрий Гулитов разбавляет этот питерский междусобойчик, но он так много и давно занимается графической археологией и хулиганской каллиграфией, что ему пора бы написать собственную книгу на эту тему. Знаем, любим, ждём.

Юрий Молодковец примечателен тем, что является фотографом Государственного Эрмитажа, автором более 120 каталогов и альбомов по искусству и преподавателем в СПГУ технологии и дизайна. Серьезный человек, а, гляньте-ка, всё туда же — всякую гадость по помойкам собирать. Хотя тут я, конечно, погорячился. Представленный в книге проект Молодковца вышибает скупую мужскую слезу. Именно мужскую, потому как исследует надписи на стене напротив… роддома. Пожалуй, это единственный материал, которому не пошла на пользу черно-белая печать. Но философия этого арт-проекта сильнее технологических недостатков издания.

Техногенная западная эстетика идет на нас войной, а нам нечего противопоставить ей, кроме спасительной русской лени. Поэтому я использую любой подходящий повод, чтобы возвысить русское первородное убожество.

— Ольга Флоренская, «Психология бытового шрифта»

Олег Шагапов, находясь ровно посерединке книги, в унисон вторит статье Флоренской, там-тамом отбивая хулиганский ритм улиц: «Я люблю Дениса. PS: извини за трипер», «Машины не бросать!», «Выгул собак запрещен и не этичен». Олег бы и больше нам рассказал, и слова нехорошие показал бы, которые он также не гнушается фиксировать, да цензура не позволила.

Завершает это представление серия статьей от редактора издания Мити Харшака, который с помощью зоркого глаза и острого пера фиксирует примеры визуального языка уличной культуры: плакаты танцевальных вечеров «для тех, кому за…», призраки вывесок, М и Ж, таблички остановок, рекламоносители, вывески в контексте времени. Тут же присутствуют результаты учебной программы «Графическая археология и шрифт», в рамках которой студенты Севера-Западного института печати под чутким руководством Мити, как настоящие реставраторы из нескольких букв найденных ими рукотворных надписей воссоздавали целые шрифты.

Резюме

Аудитория самая широкая. Если не поймёте прелести рукотворного шрифта, так хоть посмеетесь над смысловой составляющей.

Информативна. Философия, примеры и исследования замешаны в нужных пропорциях.

Читабельна. Читается легко и весело.

Иллюстраций много; качество, насколько это возможно, хорошее, но в некоторых случаях не помешала бы цветная печать.

Оформление неплохое. Есть небольшие проблемы с навигацией в статье Ольги Флоренской.

This entry was posted in Рецензии на книги and tagged . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.
  • Подпишитесь на рассылку,

    чтобы не пропустить мои новые статьи и обучающие мероприятия о брендинге, рецензии на интересные книги, вакансии для дизайнеров. Простая отписка.
    Подпишитесь только на те рубрики, которые вам интересны
  • Рубрики

  • Архивы