Юрий Гордон «Книга про буквы от Аа до Яя»

Я много говорю о несовершенстве наших букв, но, поверьте, не от недостатка любви к ним.

Нам никогда не сделать красивой кириллицу… Мы можем сделать прекрасный шрифт, но его латинская часть (нами же сделанная!) будет по определению лучше родной кириллической.

Может быть, мы зря стараемся пригладить наши знаки, дотянуть их до латинской чистоты?

— Юрий Гордон, «Книга про буквы»

Бьет, значит любит.

— Народная мудрость

Юрий Гордон. Книга про буквы от Аа до ЯяЯ буду много говорить о несовершенстве этой книги, но, поверьте, не потому, что она плоха. Юрий Гордон проделал огромную работу, которую без ложного пафоса можно назвать просветительской. Это не перепечатка, не переработка и не винегрет из цитат авторитетных шрифтовиков. «Книга про буквы» фактически написана с нуля. Да, была использована литература, многочисленные первоисточники и любезно предоставленные примеры друзей-дизайнеров, но костяк книги — последовательное, четко структурированное изложение собственных мыслей автора, основанное на созерцательном и практическом опыте.

Юрий Гордон — человек еще далеко не старый, и, по всему видно, учится и «набивает шишки» до сих пор. Видно, что он далек от позиции классика, что готов экспериментировать, подвергать сомнению и изобретать велосипед. Из всего этого следовало, что книга должна была получиться спорной, провокационной и даже скандальной. Получилась же она нейтральной, хотя и противоречивой…

Уже в предисловии с самых первых строк создается впечатление, что автор писал книгу в переходный период своего отношения к кириллице и — даже более того — кажется, для того и писал, чтобы определиться, в каком направлении двигаться ему самому. Точка А для Юрия Гордона явно была на западе, о чем говорят неоднократные ремарки: «начинал Artemius последовательным „западником“», «дань латинизированной стилистике», «оставил без украшений, чтобы подчеркнуть «нерусскость». Тогда откуда эти мучительные вопросы в предисловии, которые терзают маргиналов от шрифта, вроде Гулитова? Видимо, предисловие писалось уже в конце — в точке В, и точка эта была уже гораздо восточнее. И вот так вся книга: примеры приводим на рафинированных пролатинских мутантах, а душою тянемся к милым кириллическим корягам. Как результат — у читателя каша в голове. Он (читатель) не понимает, что хочет сказать автор: делайте как я, не делайте как я, любите кириллицу, ненавидьте её.

Слово «забор» в книге повторяется 99 раз, а вместе с ним «дровяной склад», «кириллическая шушера», «простота и тупость конструкции этой буквы», «благодетели (прим. Кирилл и Мефодий) были прекрасными лингвистами, но скверными дизайнерами». Потом, видимо, автор перечитал то, что написал, понял, что отпинал родную азбуку до полусмерти, и в одном из вступительных текстов косвенно признался в любви. Верим. Видим, что примеры-то все в книжечке любовно собраны по древним рукописям-первоисточникам. За одни эти первоисточники нужно поклониться Гордону до земли. Потому как наш среднестатистический дизайнер (и не только он) до сих пор полуустав «ижицей» называет и считает, что только ей на Руси и писали. Расположение первоисточников — отдельная песня: на одном развороте — «до», на другом развороте — «после», на одном развороте — живая каллиграфия со своей логикой, на другом — буква современная, вид «антиквенные», подвид «артемиус». Смотрите, сравнивайте, думайте.

«Книга про буквы» написана для designer sapiens — дизайнера разумного, умеющего не только смотреть, но и видеть, не только читать, но и анализировать. Для такого читателя книга — золотое дно, для дизайнера-обезъяны — руководство «Как сделать Artemius».

Если абстрагироваться от теологической битвы «кириллица vs латиница», у автора очень много путаницы на уровне «классика vs эксперимент». Причем эти недостатки произрастают из фундамента книги: с одной стороны скрупулезно перечисляют классические правила построения буквы, а с другой стороны конструкция знаков показывается на примере «не совсем антиквы» Artemius, в которой эти правила нарушаются направо и налево. На одном развороте дюжине классических примеров Юрий Гордон противопоставляет одну свою неклассическую букву, объясняя ее особенности в духе «я художник, я так вижу». Это правильно с точки зрения принципа «правила созданы для того, чтобы их нарушать», но в голове у бедного читателя при этом уже варится каша в квадрате.

Понимаю, что не прав, но принцип — прежде всего.

— Юрий Гордон, «Книга про буквы»

В принципе в этих принципах нет ничего плохого. Плохо, что всё остальное — стандартное. Нет в книге искры, из которой может разгореться пламя. «Это нельзя, так не принято, так слишком архаично…». А где же вопросы, который провоцируют поиск? Где двусмысленные намёки, толкающие на эксперимент? У нас всё плохо, но ничего трогать нельзя; буквы меняются, но вы — точно не те, кто их будет менять. Из каждой строчки сквозит какое-то клериканское смирение и тотальный пессимизм. Не этого ждешь от затейника Гордона.

Впрочем, испугавшись давать вредные советы по шрифтам, Гордон отрывается в другой сюжетной линии, последовательно раскручивая одну полезную мысль: чего нельзя в шрифтах, то можно в логотипах. Мысль эту он подтверждает гигантским количеством примеров и своими комментариями к ним. Гордон мастерски препарирует известные логотипы, находит в них рифмы, объясняя, почему одни из них «звенят», а другие нет. Тут же стоят экстравагантные примеры из советского прошлого, смелые эксперименты дизайнеров-хулиганов и просто виртуозов типографики, которые не стесняют себя шрифтовыми канонами. За эту часть книги стоит поклониться второй раз.

Резюме

В целом и общем, несмотря на все недостатки, о «Книге про буквы» хочется говорить только в превосходных степенях. Если рассматривать её как обучающий материал, а не как манифест о будущем кириллицы, то ничего подобного на русском языке еще не выходило. Это тот случай, когда всё становится понятно с первых секунд знакомства с книгой: она должна стоять на полке у каждого дизайнера. Но самое главное: прочитав её, хочется нарисовать свой первый большой и серьезный шрифт, нарисовать так, чтобы у всех в зобу дыхание спёрло.

This entry was posted in Рецензии на книги and tagged . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.
  • Подпишитесь на рассылку,

    чтобы не пропустить мои новые статьи и обучающие мероприятия о брендинге, рецензии на интересные книги, вакансии для дизайнеров. Простая отписка.
    Подпишитесь только на те рубрики, которые вам интересны
  • Рубрики

  • Архивы