Владимир Ефимов «Великие шрифты. Истоки»

Владимир Ефимов «Великие шрифты. Истоки»«Паратайп» продолжает баловать нас книгами. На этот раз запланирована целая серия, которая выйдет при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ. Серия посвящена грядущему 300-летию кириллического гражданского шрифта.

Что же ждёт нас в этой серии? Быть может история развития кириллицы, экскурс в допетровское шрифтовое наследие? Нет. Может знаменитые кириллические шрифты от первопечатника Федорова до НПО Полиграфмаш? Нет. Ну, тогда это, наверное, рассказ про эволюцию кириллицы после петровской реформы? Снова нет.

Гарамон, Баскервиль, Бодони, Акциденц-гротеск, Футура, Рокуэлл — шрифты прекрасные, спору нет. Вот только к кириллице они не имеют никакого отношения. Агентство, которое относится к Министерству культуры Российской Федерации и фирма «Паратайп» решили накормить дизайнерскую публику западным шрифтовым наследием. Похоже, к упомянутому выше юбилею книга имеет только идеологическое отношение: продолжаем дальше молиться «голландским» идолам.

Логично, что 2/3 иллюстраций — латиница во всевозможных ипостасях, остальная часть — кириллические интерпретации оригиналов по версии компании «Паратайп». Что хотело сказать Министерство культуры этой книгой? Что шрифтовой культуры, как таковой, нет? Что всё «великое» придумано не у нас? Видимо ни Министерство, ни Агентство этими вопросами не мучились. Зато компания «Паратайп» заработала очередные очки в «массовых коммуникациях», за счет государства напечатав рекламный буклет. Книга по структуре и от каталога не сильно отличается: шрифтовая таблица, шрифт в наборе, шрифт в акцентденции, краткая история создания.

Может тексты изобилуют информацией? Отнюдь. Никаких откровений читатель в них не найдет. Ни то, ни сё: для серьезного исследования истории создания шрифта 2 страниц текста маловато, а для краткой исторической справки — нудновато. Дизайнеру-практику не интересно, кто там кому первый раз пуансоны нарезал 300 лет назад в далёкой Франции. Про конструкцию же шрифта, логику построения отдельных букв рассказано предельно мало. Вот вам, читатель, много картинок — разбирайтесь сами.

Никогда не говорю про цену в обзорах, но тут она явно взвинчена, даже если не вспоминать про финансовую поддержку государства. $30 — дороговато за небольшой реферат о 6 шрифтах с подшивкой картинок сомнительного качества. Это чуть меньше, чем просили за книгу Гордона в предзаказе, а в ней информации и труда на порядок больше, да и оформлена она аккуратнее.

В книге о «великих шрифтах» довольно унылая верстка, а некоторые приёмы оформления вызывают только жалость.

Владимир Ефимов «Великие шрифты. Истоки»

Это не червивое яблоко. Это букву Q развернули вверх хвостом, а в очко запихали S (пардон за каламбур). Эта иллюстрация заняла целый лист. Резонный вопрос: какой смысл в таких «художествах», и зачем заставлять читателя платить за это?

Владимир Ефимов «Великие шрифты. Истоки»

Я не верю в то, что Борис Трофимов, который, как утверждают выходные данные, разработал концепцию оформления, мог позволить сделать ТАКОЕ с несчастной буквой. Может они надеялись, что им в типографии «Новости» на улице Фридриха Энгельса напечатают как в Финляндии?

Резюме

Аудитория. Шрифтовые фанаты.

Читабельность. На грани занудства.

Информативность. То немногое, что есть — информативно.

Иллюстраций очень много. Однообразные, монотонные, местами неряшливые, разрывающие текст в самом неподходящем месте. Много странных и бессмысленных шрифтовых композиций «ради красоты».

Оформление восторгов не вызывает. Объем книги не соответствует объему информации. Такое ощущение, что было много лишней бумаги.

This entry was posted in Рецензии на книги and tagged . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.
  • Подпишитесь на рассылку,

    чтобы не пропустить мои новые статьи и обучающие мероприятия о брендинге, рецензии на интересные книги, вакансии для дизайнеров. Простая отписка.
    Подпишитесь только на те рубрики, которые вам интересны
  • Рубрики

  • Архивы