Виллу Тоотс «Современный шрифт»

Виллу Тоотс. Современный шрифтКниги эстонского каллиграфа и шрифтовика Виллу Тоотса являются объектом активных поисков среди дизайнеров. Букинисты подогревают ажиотаж, называя автора «богом каллиграфии». Книга «Современный шрифт» 1966 года — одно из самых вожделенных изданий.

Писать полноценную рецензию на книгу, которой уже больше 40 лет, было бы не совсем правильно. Поэтому просто разберём содержимое с точки зрения современных реалий, дабы понять, насколько информация в ней актуальна и ценна.

Книга начинается с краткого исторического очерка. Очерк можно считать одним из самых полных в русскоязычной литературе: 60 страниц с множеством примеров. Хотя время написания наложило на мнение автора определенный отпечаток. Так, стиль модерн безапелляционно назван «отрицательным явлением», против влияния которого «пришлось долго биться». Интересно, что сказал бы мастер Тоотс, дожив до постмодернистских экспериментов? Реформа Петра рассматривается с точки зрения «распространения грамотности и просвещения среди широких слоев населения», что скорее выражает точку зрения коммунистической партии, а не профессионального шрифтовика. Такую же систему координат автор применяет и в отношении реформы 1918 года: «Уже на втором месяце существования Советской власти была проведена широкая реформа. <…> Из алфавита были изъяты такие бесполезные знаки, как буквы i, ять и фита».

Введение в работу ширококонечным пером — первооснову классической каллиграфии — занимает буквально 10 страниц (с учетом иллюстраций). Откровениями «бог каллиграфии» не фонтанирует: точить перо так-то, угол такой-то, начинать надо с узоров. Достойны интереса в этой главе примеры. У Виллу Тоотса, видимо, была какая-то потайная дверь в железном занавесе, что и делало его книги, напичканные заграничными образцами каллиграфии, бесценными в советское время. Тут и работы еще молодого, но уже очень талантливого Германа Цапфа, его германских коллег, шведов, бельгийцев, чехов, англичан, американцев. Очень достойно среди этих примеров смотрятся работы самого Тоотса.

В разделах посвященных остроконечному перу и кисти ситуация схожа: крохотный текст, примеры «из-за бугра». Можно предположить, что неизбалованные интернетом современники автора испытывали гораздо больший восторг от созерцания этих примеров. Нам же стоит только посетовать на то, что в данных главах кириллица находится на вторых ролях, а кириллические прописи не отличаются изяществом и легкостью. То ли мастеров по кириллической каллиграфии не было в середине 60-ых, то ли автор предпочитал общаться с западными коллегами.

Следующую часть книги можно обозначить как «Руководство для художника-оформителя». В ней описывается техника создания рукописной книги, поздравительного адреса, диплома, грамоты, пригласительного билета. Ценность этой части для современного дизайнера остается под вопросом. Хотя центры оперативной полиграфии могли бы взять некоторые приёмы на вооружение и сейчас, учитывая предельно низкий уровень визуальной культуры в оных.

Большой раздел «Рисование шрифта» при чтении становится самым большим разочарованием в книге. Докомпьютерные технологии в этой главе не так сильно утомляют как безсистемное изложение и обилие безобразных примеров. Так способ выравнивания межбуквенных пробелов отсылает к экспериментам архитектора Чернихова, вызывая только сожаление.

Виллу Тоотс. Современный шрифт

Всё, о чем говорит автор касательно шрифта, не является откровением для современного рядового дизайнера, не говоря уже о профессиональных шрифтовиках. Люди, прочитавшие книги ФеличиБрингхерстаШпикерманаГордона, справочную информацию в последнем каталоге «Паратайп», не найдут в текстах Тоотса ничего нового. В этом разделе становится понятно, что содержимое книги «Современный шрифт» устарело, так же как и её название.

Последний раздел посвящен оформлению книги. Суперобложка, обложка, переплёт, титульный лист, инициал. Сюда же автор поместил торговую марку, плакат и экслибрис, видимо не найдя более подходящего раздела. Снова в главе много оформительства и ремесленничества и мало собственно дизайна. Снова читатель, прочитавший вышеупомянутые современные издания, не почерпнёт из этой главы ничего интересного. Снова убогие примеры советских графиков на фоне западных шедевров. Судя по книге, до середины 60-ых в Союзе были только два хороших дизайнера: Тоотс и Телингатер.

Резюме

Аудитория. Каллиграфы, дизайнеры, которым важны любые крупицы информации.
Читабельность в норме.
Информативность низкая.
Иллюстраций много. Качество разное. Расположены безобразно, разрывают текст, не пронумерованы, не соответствуют ему: бывает, что иллюстрация находится за несколько страниц от того места в тексте, где про неё упоминается.

This entry was posted in Рецензии на книги and tagged . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.
  • Подпишитесь на рассылку,

    чтобы не пропустить мои новые статьи и обучающие мероприятия о брендинге, рецензии на интересные книги, вакансии для дизайнеров. Простая отписка.
    Подпишитесь только на те рубрики, которые вам интересны
  • Рубрики

  • Архивы