Дмитрий Петровский «Зримый глагол. Гармония и иллюзия»

От читателя — дружески

Дмитрий Петровский. Зримый глагол. Гармония и иллюзияБеру и откладываю, опять беру и снова откладываю. Ну не могу я читать безобразно оформленные книги по типографике. Глядя на дарственную надпись «От автора — дружески», в конце концов, пересиливаю себя и начинаю читать.

Во вступлении звучат какие-то геополитические нотки и великорусская тоска. К счастью, вступление заканчивается как раз тогда, когда начинает надоедать. Далее следует уже начинающая раздражать терминология. Похоже, каждый, кто пишет о шрифте, считает своим долгом просветить читателя касаемо анатомии буквы, перечисляя сразу по несколько вариантов одного и того же термина: английский и пару версий перевода. Видимо, без терминологии и книга — не книга.

Далее идёт классификация. Куда без неё? И никуда без классификации классификаций. Хотя классификация мне понравилась, я даже нашёл пару неточностей в своей домашней шрифтовой библиотеке. Однако ж, ещё одна книга с классификацией (или терминологией) огребёт от меня штрафные баллы в рецензии и заслуженную критику. Потому что пора бы уже начинать писать книги по сути, а не переписывать давно известное.

Середина книги увлекла меня не на шутку: [долго и нервно листаю книгу в попытке отыскать начало этого важного раздела и его название] «Особенности построения отдельных элементов букв» и «Группировка букв по сходным признакам». Автор рассказывает в этих главах о тонкостях и нюансах буквообразования. Эти главы и книга Гордона являются на настоящий момент единственными русскоязычными материалами, которые могут помочь в проектировании шрифта. Если у Гордона обсуждение идёт побуквенно, то Петровский выделяет группы со схожими элементами и рассматривает их вместе. Для понимания шрифта как единой системы знаков подход Петровского лучше, однако, обсуждается тема очень бегло.

Завершается книга главой «Шрифты на выбор или снова классификация», за что, как и обещал, начисляю штрафной балл. Под соусом выбора шрифтовой гарнитуры бедного читателя опять прогоняют по всей истории развития шрифта. Почему нельзя было объединить это с первой классификацией — непонятно.

Из плюсов также можно отметить правильную гражданскую позицию автора в отношении кириллицы, из минусов — неясную структуру книги. Читаешь, читаешь, а что — непонятно. Что-то про «гармонию и иллюзию», напоминание о чём висит на каждом развороте.

Это первая книга из десяти. Остальные девять будут последовательно погружать в историю шрифта от египтян до наших дней. То есть получается одна большая классификация. Книгу после этой рецензии мне точно не подарят, поэтому придётся покупать девять томов самому. Надо ж узнать, чем дело-то кончится.

Дмитрий Петровский. Зримый глагол. Гармония и иллюзия
Это начало главы и начало абзаца

Резюме

Аудитория. Студенты дизайнерских специальностей и начинающие шрифтовики.
Читабельность. Кроме вступления и ещё пары мест вполне читаемо.
Информативность. Можно было бы объединить две классификации и более подробно остановиться непосредственно на буковках.
Иллюстраций много. В основном все полезные. Расположены чётко напротив нужных кусков текста.
Оформление бе-зо-браз-ней-ше-е. И нет тут автору пощады.

This entry was posted in Рецензии на книги and tagged . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.
  • Подпишитесь на рассылку,

    чтобы не пропустить мои новые статьи и обучающие мероприятия о брендинге, рецензии на интересные книги, вакансии для дизайнеров. Простая отписка.
    Подпишитесь только на те рубрики, которые вам интересны
  • Рубрики

  • Архивы