Александра Королькова «Живая типографика»

Александра Королькова. Живая типографикаАлександра Королькова ещё до написания книги приобрела известность в профессиональных кругах как дизайнер шрифта и преподаватель Высшей академической школы графического дизайна. Ещё не академик, но уже тот человек, которому доверяют влиять на неокрепшие умы потенциальных дизайнеров. По отзывам студентов, лекции Александры занимательные и живые, и книга, вероятнее всего, была написана по итогам успешной преподавательской деятельности.

Как и следовало ожидать, первый писательский опыт сопровождается объяснениями, что эта книга, дескать, ни в коем случае «не научное исследование», «не средство избавиться от всех проблем», «не абсолютная истина», а всего лишь «попытка». Излияния скромности, хоть это и избитый прием, конечно, подкупают, поэтому не будем строго судить и сравнивать с какой-нибудь «библией типографа»… хотя очень хочется. Рекламные дифирамбы на четвертой странице обложки («первая современная», «практически единственная», «отсутствуют учебные пособия», «уникальная книга») оставим на совести трубадуров. Автор же не виноват, что у него столько именитых попечителей и опытный книгоиздатель.

Первое, на что волей-неволей обращаешь внимание в книгах по типографике — макет и слог. К макету предъявляются повышенные требования, потому как тема обязывает. Если ты пишешь о типографике, ругаешь дилетантов и учишь, как надо делать, а как не надо, изволь, как минимум, соответствовать тем базовым правилам, о которых идёт речь в книге, как максимум — сделать лучше. Слог же не должен быть занудным, потому что тема и так сложная, насыщенная древними терминами и пропахшая нафталином. От автора требуется живой язык, множество интересных примеров и внятная структура изложения.

Александра превосходно справилась со вторым, и лишь отчасти с первым. Книга читается легко, материал воспринимается прекрасно, как в учебнике и даже лучше, но при этом постоянно спотыкаешься о какие-то школьные типографические ошибки: там уровни в нумерованном списке не отличаются друг от друга визуально, тут взгляд споткнулся о перенос слова из четырех букв, здесь палец, который держит книгу, закрыл текст, из-за того, что последний вплотную подходит к обрезу. Мелочи, а неприятно. Также мне кажется, что вгонять текст путём изменения пропорций букв — последнее дело, тем более, когда роль автора и дизайнера совмещены в одном лице. И как не жалко «плющить» собственный шрифт? Ну и, конечно, фрагмент текста про удобочитаемость, набранный 8 кеглем, — очень нехорошая шутка.

Александра Королькова. Живая типографика
Подобное наплевание на особенности использования раздражает в любой книге, тем более в учебнике по типографике. Под пальцем — строчка, вогнанная самым зверским из доступных типографу способов.

Из несомненных достоинств и отличительных черт книги следует выделить постоянное обращение к истокам. Это очень важно, на мой взгляд, знать, как выглядели материальные прототипы таких терминов, как «кегльная площадка», «полуапрош», «пробельный элемент», как создавалась литера, что такое контр-пуансон, и почему в библии Гутенберга такая идеальная выключка по формату. Эти знания помогают в понимании многих правил современной типографики. Александра обращается к истокам настолько часто, насколько этого требует материал, и мастерски связывает историю с современностью, не забывая делать оговорки и давать комментарии, выдающие в ней мастера-практика, который многое испробовал на собственном опыте. Пожалуй, первый раз в книге показали, как выглядит материальный прототип «круглой шпации». Однако, мои надежды, что, наконец, откроют тайну, почему металлический параллелепипед называется «круглой», опять не оправдались. Что ж, придётся ждать следующего учебника.

Ещё в книге много определений, терминов и терминологийщины, классификаций и классификацийщины. Тем, кто читал уже выпущенные к настоящему моменту книги, читать в 35-й раз это всё, конечно, будет скучно, но если допустить, что студенты и начинающие дизайнеры шрифта, которые обозначены как целевая аудитория книги, начнут своё изучение предмета с «Живой типографики», то, конечно, с этой точки зрения подобная подача и состав материала более чем уместны и естественны.

Пожалуй, этой хорошей, в целом добротной книгой можно закрыть тему обучающих материалов для начинающих и задуматься о литературе для профессионалов.

Александра Королькова. Живая типографика

Резюме

Аудитория: студенты и начинающие дизайнеры, которые не читали Брингхерста, Феличи, Гордона и Шпикермана.
Читабельность превосходная.
Информативность высокая (всё с теми же оговорками).
Иллюстративный материал насыщенный и уместный.
Оформление могло быть лучше.

This entry was posted in Рецензии на книги and tagged . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.
  • Подпишитесь на рассылку,

    чтобы не пропустить мои новые статьи и обучающие мероприятия о брендинге, рецензии на интересные книги, вакансии для дизайнеров. Простая отписка.
    Подпишитесь только на те рубрики, которые вам интересны
  • Рубрики

  • Архивы