Владимир Ефимов «Великие шрифты. Антиква»

Владимир Ефимов. Великие шрифты. Шесть из тридцати. Книга вторая. АнтикваНесмотря на то, что в рецензии на первую книгу я подверг критике саму идею впускать к 300-летию русского гражданского шрифта панегирики латинским дизайнерам и латинским шрифтам, было понятно, что, в конце концов, вся серия будет стоять на полке человека, который интересуется типографикой, т.е. и на моей полке в том числе. Ефимов на мой вопрос «а почему так?» ответил, что праздник — всего лишь повод. Повод так повод. Значит, больше не будем касаться идеологической стороны издания, а сосредоточимся на нём исключительно как на объекте информации и дизайна.

Первое, с чем столкнётся читатель: гигантский размер и огромный вес фолианта. При этом объём информации в книге небольшой — её можно прочитать в перерыве между обедом и ужином. Непонятно, чем руководствовался дизайнер, выбрав такой огромный формат и бумагу 150-200 гр/м2: бумага настолько толстая, что каждый раз, когда переворачиваешь страницу, думаешь, что схватил две, слюнявишь палец, теребишь уголок. Жёсткий переплёт усугубляет неудобство пользования книгой. Её неудобно держать одной рукой, неудобно читать в кресле или на диване, и речи нет о том, чтобы взять её в метро. Книга похожа на церковный служебник: торжественное чтение на ровной твёрдой поверхности.

Количество бессмысленных шрифтовых композиций сократилось вдвое, что, несомненно, пошло на пользу книге. В идеале их вообще могло бы не быть, настолько они нелепы и неуместны.

Текст и иллюстрации живут врознь. Иллюстрации шрифта, про который идёт речь, могут находиться за несколько страниц от соответствующего места в тексте, а могут вообще нигде не находиться. Иллюстрации не пронумерованы, на них нет ссылок в тексте. Вдумчивому и скрупулёзному читателю приходится листать туда и обратно, постоянно отвлекаясь от повествования.

Стиль и информативность текста не изменились: текст насыщен фактами, фамилиями и названиями шрифтов, в меру краток, в меру глубок, хотя местами напоминает генеалогическое древо («Авраам породил Исаака, Исаак породил Иакова…»). По-прежнему мало практической информации об особенностях конструкций шрифтов, проблемах возникших при кириллизации и путях их решения, конкретных преимуществах одних версий перед другими.

И последняя ложка желчи в бочку йода. При финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Российской Федерации, при содействии Академии графического дизайна и Московской международной биеннале графического дизайна «Золотая пчела», при участии известных дизайнеров (в том числе шрифтовых) Бориса Трофимова, Александры Корольковой и Владимира Ефимова, на юбилей кириллического гражданского шрифта издана книга, в тексте которой игнорируется седьмая буква русского алфавита. Стыдоба.

Резюме

Аудитория. Студенты, графические и шрифтовые дизайнеры, искусствоведы.
Информативность высокая.
Читабельность хорошая.
Иллюстративный материал обширен, но плохо структурирован и не связан с текстом.
Оформление. Видно, что хотели как лучше, но многие ключевые параметры выбраны в ущерб удобству пользования книгой. Сетка средненькая, вёрстка унылая. В тексте отсутствует буква ё, что говорит о плохой квалификации редактора. Планка, установленная издательством Аронова и книгой Брингхерста, по-прежнему недостижима.

This entry was posted in Рецензии на книги and tagged . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.
  • Подпишитесь на рассылку,

    чтобы не пропустить мои новые статьи и обучающие мероприятия о брендинге, рецензии на интересные книги, вакансии для дизайнеров. Простая отписка.
    Подпишитесь только на те рубрики, которые вам интересны
  • Рубрики

  • Архивы