Спас на Крови

Очень часто с удивлением узнаю, что какой-то мой собеседник ни разу не был внутри Храма Воскресения Христова на Крови (Спаса на Крови), что в Санкт-Петербурге на канале Грибоедова. Я там побывал уже три раза и всех друзей и знакомых заезжающих в Питер с вопросом «куда сходить?» гоню первым делом туда. Ребяты, этот храм – одна из главных достопримечательностей Питера. Обязательно посетите. Закидываю фотографии для затравки. При этом не могу не рассказать про историю создания этого архитектурного шедевра.

Спас на Крови

В 1861 году Александр II освободил народ от многовекового рабства, отменив крепостное право. В благодарность за это народ 6 раз покушался на освободителя: стрелял, бросал бомбы в кареты, подрывал Зимний дворец и императорский поезд.

1 марта 1881 года карету с либеральным царём в очередной раз подорвали, но царь выжил. Вопреки всем жандармским инструкциям и инстинкту самосохранения, царь вышел из повреждённой кареты и направился к раненым. Тут прозвучал второй взрыв. Кровь царя окропила брусчатку рядом с оградой канала Грибоедова. Через 3 часа царь скончался.

Спас на Крови

Сын невинно убиенного Александр III повелел построить на этом месте храм. Всё сделали по уму: обозначили требования к новому храму и провели конкурс на лучший проект. Требования были достаточно суровые: возводимый храм должен вобрать в себя черты русской архитектуры, какими обладают церкви XVII веков, кроме того, место, где пролилась кровь ампиратора, должно было находиться внутри храма. Напомню, что место это было прямо на набережной канала, который перекрывать было никак нельзя.

Два раза проводили конкурс и два раза Александр-сын отклонял его результаты, хотя в конкурсе принимал участие весь цвет архитектурной мысли тогдашней России. В результате только в 1887 был принят проект Альфреда Парланда, который полностью устроил заказчика.

Спас на Крови

Строили и отделывали храм 24 года. Освятили только в 1907 году. То, что получилось словами не описать. Это надо видеть. Храм Василия Блаженного, с которым очень часто сравнивают Спаса на Крови, и рядом с ним не валяется. Распиаренный храм Василия Блаженного – тесные унылые казематы времён кровавого Ваньки Грозного. Храм Спаса на Крови — семиглавый красавец с богатейшей архитектурой и не менее богатейшим убранством, построенный на пике русского духовного подъёма конца XIX века.

Спас на Крови

Снаружи — эмалевые купола, фигурные наличники, кокошники, заполненные мозаичными вставками, поясками, изразцами, разноцветной черепицей.

Спас на Крови

Внутри — настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7 065 квадратных метров. Эскизы для мозаичных полотен рисовали более 30 художников, среди которых были такие звёзды рубежа XIX-XX вв., как В.М Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Мозаика сплошь покрывает стены, столбы и своды. Мозаичная экспозиция Спаса на Крови является одной из крупнейших в Европе.

Спас на Крови

Кроме мозаики, в отделке интерьера использованы тонны самоцветов и мрамора. Но самой главной концептуальной изюминкой является то самое место, где пролилась кровь царя-освободителя: кусок брусчатки и кусок ограды набережной под шатром из самоцветов прямо внутри храма!

Спас на Крови

На карте видно, как в результате храм отжал у канала несколько метров. Красной точкой обозначено место гибели Александра II. Она же обозначает расположение шатра в интерьере храма.

Спас на Крови

После революции храм в разное время был: храмом «обновленцев», музеем «народовольцев», моргом, овощехранилищем, складом декораций. При этом храм пытались несколько раз взорвать. Но то одно, то другое, то война — не получилось. Последний раз хотели взорвать в 60-ых. Но посмелевший в ходе «оттепели» народ поднял волну, и храм, наконец, признали национальным достоянием, взяв под охрану. Начались восстановительные работы, которые продолжаются по сей день.

Спас на Крови

Если говорить о музее, то организовано всё на крепкую пятёрку. Заплатив за вход, вы автоматически попадаете на бесплатную экскурсию. Группы формируются непрерывно, ожидание очередного экскурсовода занимает обычно пару минут. Можно фотографировать без дополнительной мзды.

Спас на Крови

Кто фотографирует на нормальную технику, возьмите полярик. Всё блестит, сверкает, бликует, светится, особенно в солнечный день.

Спас на Крови

Многих интересует, где, мол, изображение Христа-подростка? Почему от народа скрывают правду? Вот Он, на одном из куполов храма.

Спас на Крови

«Святой князь Александр Невский». Художник М.В. Нестеров. Мозаика, хотя работа такая тонкая, что сразу и не скажешь.

Спас на Крови

Детали храма можно рассматривать очень долго, постоянно находя что-то интересное. Вот например на фото выше нимбы не традиционно-золотые, а небесно-голубые. За счёт этого лица святых выступают вперёд, становясь ещё выразительнее.

Спас на Крови

В последний раз нам повезло: отсмотрев храм со своим экскурсоводом, прибились к какому-то артистичному дядьке. Рассказывал так, что слёзы наворачивались. Оказалось, это был Борис Григорьевич Кипнис — легендарный преподаватель истории в Санкт-Петербургском Государственном Университете Культуры и Искусств. Если посчастливится попасть к нему на экскурсию — запомнится на всю жизнь.

Спас на Крови

Спас на Крови

Спас на Крови

Спас на Крови

Спас на Крови

Спас на Крови

Спас на Крови

Спас на Крови

Спас на Крови

Спас на Крови

Спас на Крови

Спас на Крови

Спас на Крови

Подпишитесь на рассылку

This entry was posted in Блог and tagged . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.
  • Подпишитесь на рассылку,

    чтобы не пропустить мои новые статьи и обучающие мероприятия о брендинге, рецензии на интересные книги, вакансии для дизайнеров. Простая отписка.
    Подпишитесь только на те рубрики, которые вам интересны
  • Рубрики

  • Архивы