Александр Зиновьев «Идеология партии будущего»

Идеология партии будущего. Александр ЗиновьевОтдых хорош тем, что позволяет добраться до серьёзной литературы, которую тяжело усваивать в рабочей суете. Вместе с ноутбуком и пачкой электронных книг по кулинарии, детской психологии и истории Третьего Рейха в чемодан была закинута данная бумажная книжица.

На тему идеологии серьёзной литературы крайне мало. Можно сказать вообще нет. То, что есть — спекуляции и бредни. Между тем ознакомиться с методологией политического брендинга было бы крайне интересно. А тут — Зиновьев, про которого я слышал много хорошего.   

Читать книгу нелегко. Язык изложения такой, что требует постоянного напряжения мозга. Особенно на первых порах. Зато практически сразу я получил то, что ожидал: научные определения идеологии.  Порадовало то, что моё понимание на этот счёт полностью совпадает с формулировками автора.

Специфическая функция идеологии — формирование сознания людей и воздействие на их поведение путем воздействия на их сознание.

Задача идеологии — приучить какое-то множество людей сходным образом думать о каких-то явлениях реальности и совершать какие-то поступки под воздействием такого понимания сходным образом. А для этого реальность должна быть таким образом отражена, чтобы эта цель была достигнута.

Ничего не напоминает? Это ж ключевая функция брендинга.  А вот ещё хорошая формулировка:

Чтобы идеология смогла успешно выполнить свою задачу, она должна удовлетворять определенным критериям. Она должна быть словесно понятна для тех, для кого она предназначена, без специального образования или хотя бы при условии общепонятных пояснений. Она должна в какой-то мере соответствовать интересам и желаниям этих людей, их умонастроениям. Она должна восприниматься этими людьми как обоснованная признаваемыми ими аргументами, убедительная. Она должна быть адекватной реальности, в которой живут идеологически обрабатываемые люди.

И снова про брендинг. Говорить на одном языке с аудиторией — раз. Базироваться на потребительских ценностях — два. Выравнивать визуальный и вербальный образ в соответствии с ценностями — три. Не заниматься мифотворчеством — четыре.

Хотя, конечно, книга далеко не про брендинг. Она про социологию, логику и отчасти историю. Вообще тяжело говорить про книгу не сказав хотя бы пары слов об авторе. Александр Зиновьев по всем формальным признакам являлся диссидентом. Его книги в своё время были признаны антисоветскими, а сам он был выслан из Советского Союза. Такая биография во время чтения, по крайней мере, этой книги будет восприниматься, как шутка, если не знать всей истории вопроса.

Дело в том, что Зиновьев настолько глубоко исследовал идеологию Советского Союза и Западного мира, что задолго до развала Союза выявил те самые проблемы, которые привели к краху коммунистической модели общества. Эта суровая правда и не понравилась тогдашнему застойному руководству.

Зиновьев критикует марксизм, но критикует строго научно. При этом достается по первое число и западнизму. Во-первых, автор всячески подчеркивает беспристрастность и объективность своего подхода. Он старается избегать симпатий и антипатий к тому или иному типу общества. Во-вторых, несмотря на вышесказанное, книгу можно назвать как раз просоветской и соответственно антизападной. Научный подход приводит Зиновьева к неутешительным выводам: текущая гегемония звездно-полосатой идеологии — это катастрофа для человечества. Запад катится в тартарары и тянет туда весь остальной мир. Это если вкратце про суть книги.

Если чуть подробнее, то содержание можно условно разделить на три части (хотя в реальности такого деления там нет). Первая часть: введение в методологию и язык исследователя. Зиновьев вводит множество придуманных им самим социологических понятий и оперирует ими в процессе изложения. Именно поэтому начало у книги тяжелое.

Вторая часть: текущие проблемы социологии и науки логики. В этой части Зиновьев разносит в пух и прах современную социологию и логику. И тут же в общих чертах обрисовывает свою работу в этом направлении. Подробностей почти нет. В этом месте становится понятно, что книга обзорная и надо искать другие труды автора. Но если хотя бы половина из того, чего вскользь касается Зиновьев, правда, то ему надо давать Нобелевку. Фактически автор создал новую логическую теорию «радикально отличающуюся от всех тех, которые известны в мировой логике» — интеллектологию. Теория ему понадобилась для своих социологических изысканий, которые в свою очередь становились научной базой для той самой упомянутой «идеологии партии будущего». Оказывается, в мире полный бардак с логикой, и для работы автору не хватало инструментария.

Третья часть: анализ коммунистической и западной модели мира. Эту часть читать легче всего. Рассматривается краткая история расцвета и краха коммунистического общества: государство, экономика, идеология. Преимущества и слабости. Затем — подробный разбор западного общества: зарождение, текущий расцвет, механика работы основных сфер.

Тут стоит пояснить выбор объектов интереса автора. Согласно теории Зиновьева у общества есть стадия сверхобщества. И такой стадии, по его мнению, достигли только два общества: советское и западно-европейское. Сверхобщество управляется сверхидеологией. После разгрома коммунистической идеологии, нам предлагают только одну сверхидеологию — западную: демократия + капитализм. При этом предлагают очень настойчиво, как правило, силой и обманом.

Зиновьева эта ситуация категорически не устраивает, он объясняет почему, хотя опять же не очень подробно. Автор предлагает подумать над альтернативной глобальной идеологией человечества. Не коммунистической. Ну а генератором и носителем этой идеологии на начальном этапе должна стать какая-то наднациональная партия. Поэтому такое странное название у книги с подобным содержанием.

Подпишитесь на RSS-ленту этого блога, чтобы всегда быть в курсе новых статей.

This entry was posted in Рецензии на книги and tagged . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.

2 Comments

  1. Сергей
    Posted 19.11.2012 at 10:42 дп | Permalink

    Rem: касательно логической теории Зиновьева — читать «Фактор понимания»

    • Александр Ширышев
      Posted 19.11.2012 at 12:19 пп | Permalink

      Спасибо

  • Подпишитесь на рассылку,

    чтобы не пропустить мои новые статьи и обучающие мероприятия о брендинге, рецензии на интересные книги, вакансии для дизайнеров. Простая отписка.
    Подпишитесь только на те рубрики, которые вам интересны
  • Рубрики

  • Архивы