О чём надо спрашивать заказчика брендинговых услуг

Мы обстоятельно поговорили про опрос аудитории и даже разобрали пример. Выявление видения аудитории, несомненно, основополагающий этап брендинга, но не самый первый.

Когда вы начинаете работу над идеологией и образом продукта, то, прежде всего, необходимо опросить руководителей компании, которая предлагает продукт. Начинать надо именно с этого опроса, потому что очень часто предприниматель не может сформулировать точно, что конкретно он предлагает, и как это называется. Хорошо, если это, например, пиццерия, тогда всё более-менее понятно. А если, например, обучающий сервис? Что является продуктом в этом случае: информация, знания, навыки, программы обучения, наставники, корочки дипломов? Бизнесмен в таких случаях путается в показаниях, теряется. Как минимум не понятно, что делать предметом пользовательского опроса. Да и в целом, не порядок.

Поможет опрос, который выявит видение бизнеса с точки зрения самого владельца бизнеса. Не исключено, что видение будет ошибочным. Ошибки могут быть выявлены в ходе анализа ответов, обсуждения результатов анализа между идеологом и бизнесменом и сравнения с результатами опроса аудитории. Но, не сформулировав это ошибочное мнение, нельзя точно понять, в чём ошибка.

Другая ситуация. Бизнесмен всё знает (или думает, что знает). Ведёт себя уверенно (а скорее — самоуверенно). «Давайте встретимся, побеседуем, мы вам всё расскажем» — широко известное начало сотрудничества творца и бизнесмена. Беседа — это, конечно, здорово. Но только тогда, когда она следует по определённым направляющим.  Направляющие определяются потребностями последующей работы над идеологией и образом продукта.

Пафосный рассказ про то, каких успехов добилась компания, какая у неё доля рынка, оборот, сколько сотрудников и какой большой и модный офис, конечно, интересен с точки зрения журналиста или пиар-менеджера, но с точки зрения идеолога — это бесполезная, лишняя информация. Как сделать первую встречу максимально продуктивной? Какие вопросы надо задавать?

В каких бы условиях не начиналось сотрудничества, кто бы ни был в роли заказчика брендинговых услуг, кем бы ни был разработчик (копирайтер, дизайнер, маркетолог, идеолог), что бы он не создавал (целостный образ или его часть), вопросы всегда должны быть примерно об одном и том же.

Вопросы должны выявлять точку зрения предпринимателя на следующие вещи:

  1. Суть компании и продукта
  2. Целевая аудитория
  3. Ценности продукта
  4. Недостатки продукта — факторы, удерживающие от покупки
  5. Преимущества продукта перед аналогичными
  6. Философия и миссия компании

Вопросы должны быть примерно следующего содержания:

  1. Какие слова приходят на ум, когда вы думаете о своей компании?
  2. Что предлагает ваша компания?
  3. Кому нужны ваши продукты?
  4. В чем состоит ценность ваших продуктов?
  5. Есть ли недостатки у ваших продуктов?
  6. Чем ваш продукт лучше аналогов?
  7. Есть ли у вашей компании миссия?
  8. Есть ли у вашей компании философия?
  9. Что должно приходить людям в голову, когда они думают о вашем продукте?

Вопросов, как видите, в полтора раза больше, чем в пользовательском опросе, но и предмет опроса шире: компания и её продукт.

Последовательность вопросов также как и в пользовательском опросе имеет значение: от простых разогревающих до сложных философских, над которыми предпринимателю придётся поломать голову.

Подпишитесь на RSS-ленту этого блога, чтобы всегда быть в курсе новых статей.

 

This entry was posted in Статьи and tagged . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.
  • Подпишитесь на рассылку,

    чтобы не пропустить мои новые статьи и обучающие мероприятия о брендинге, рецензии на интересные книги, вакансии для дизайнеров. Простая отписка.
    Подпишитесь только на те рубрики, которые вам интересны
  • Рубрики

  • Архивы