Рашка вверх тормашками

Прогрессивный ресурс TheVillage телеграфирует:

Эркен Кагаров создал симметричный логотип России, отражающий, на его взгляд, положение вещей в стране.

Логотип России, Эркен Кагаров

Экрен Кагаров поясняет концепцию своего произведения:

Я сделал несколько эскизов логотипа страны. Они все построены по одному принципу — их можно переворачивать вверх ногами. Потому что у нас всё немного с ног на голову, и надо об этом честно сказать всему миру, чтобы знали, куда едут. Это честное позиционирование. К тому же Россия не всегда делает, что возможно, но зато иногда — невозможное. Мы запустили спутник, придумали таблицу Менделеева и «Чёрный квадрат», у нас есть удивительные музеи и потрясающая природа. И разбитые дороги, чудовищная бюрократия. А слоган «Impossible Impression» это объясняет. Я написал бы Incredible, но такой был у Индии, что, думаю, неслучайно. А ещё он символизирует двойственность, как и двуглавый орёл. Вообще, я считаю, для логотипа страны (как и для всего остального) надо провести честный конкурс с авторитетным жюри. Сейчас же я хотел просто показать, что принятый вариант — не всё, на что способны русские дизайнеры. И мне нравится то, что у меня получилось.

 

Это как раз то, в чем я высказывал самонадеянную, но твёрдую уверенность. Потуги непрофессионалов отвратительны, но и профессионалам на тему государственного брендинга сказать нечего. Я объяснил почему. И тут же заслуженный мэтр, ещё недавно художественный руководитель культурного проекта П. презентует свой альтернативный вариант логотипа России, с помощью которого демонстрирует, что Россия для него — страна вверх тормашками. Всё здесь якобы вкривь, вкось и наизнанку, как в этом логотипе.

Побудит ли этот логотип иностранцев приехать в гости? Вдохновит ли этот логотип граждан страны на достижения? Вызовет ли уважение, гордость за свою страну? Будет ли он кому-то понятен без объяснений?  Понравится ли гражданам (не читателям TheVillage) объяснение Эркена Медатовича? Или автор придумает какую-то более мягкую и витиеватую расшифровку смысла, чтобы не травмировать тех, кто считает, что живёт в достойной стране? Этот логотип, кстати, объединяет общество или разъединяет его? Наконец, способен ли этот логотип изменить мир в лучшую сторону? Для меня ответы очевидны. Но я на них не настаиваю. Мне гораздо интереснее, как автор комментирует своё произведение. И вот тут уже всё предельно конкретно.

Россия, по мнению автора — страна, где всё «немного с ног на голову». Ну, во-первых, Эркен Медатович уже здесь пытается смягчить формулировки, даже для читателей TheVillage. Как нельзя быть чуть-чуть беременной, так и нельзя быть «немного с ног на голову». Чего уж там скромничать: в «этой стране» всё шиворот навыворот. Причем, судя по логотипу, как не поверни, всё будет вверх ногами. Во-вторых, судя по всему, предполагается, что есть страны, где в отличие от России всё в полном порядке. Это замечательные страны, в которых нет разбитых дорог и бюрократии. Эти страны не называются, но они подразумеваются Эркеном Медатовичем в лице этого «всего мира», который должен знать «куда едет», чтобы потом, если вдруг случиться невозможное и этот логотип побудит приехать в Россию, неосторожный иностранец пенял на себя.

Это действительно «честное позиционирование». Для определённого типа людей, для которых нет в мире страны хуже, чем Россия. Только Россия согласно любимому классику «немытая», а весь остальной мир — чист и бел. Нет в мире никаких проблем. Нет в мире удивительных, неправильных и даже пугающих с точки зрения иностранца вещей, нет в мире больше стран «с ног на голову». И в Азии, и в Африке, и на Арабском Востоке, и в Европе всё в полном порядке, все крепко стоят на ногах. В какую бы точку мира не приезжал Экрен Медатович всё его там радует и всё кажется правильным и привычным, как и должно быть: хорошо там, где нас нет. Это ж известно каждому туристу.

Отчасти я с Экреном Медатовичем тут согласен. Ни в одной другой стране того «мира», про который он говорит, немыслимо, чтобы дизайнер создал образ своей страны, который бы эту страну уничижал по отношению к другим странам. Это как-то противоестественно нормальному гражданину. Но. Что немцу — смерть, то русскому оппозиционному дизайнеру – в радость.

Немыслимо, чтобы логотип с подобным негативным смыслом или даже с намёком на него был предложен частному клиенту. Компания, для которой вы делаете логотип, может быть неказистой, торговать просроченным йогуртом, но вы всё равно постараетесь ей разработать современный и позитивный логотип символизирующий «стабильность, надёжность и развитие». «Честно позиционирование» в данном случае предполагает попытку найти в компании что-то хорошее, а не выпятить недостатки.

Почему-то Эркен Мадатович позволяет себе издеваться над государством. Непонятно, автор хотел порадовать оппозиционно настроенную публику или предложить действительно жизнеспособный альтернативный вариант логотипа России? Если второе, то я с трудом представляю презентацию этого логотипа с этим описанием в кабинете какого-нибудь РосТуризма. Или логотип такой, что под него пойдет любое описание? Здесь мы развлечём улюлюкающую толпу, а там сделаем серьёзную мину и расскажем, что это символизирует «открытость, гостеприимство и загадочную русскую душу».

Едем дальше. Иногда, по мнению Эркена Медатовича Россия «делает невозможное», т.е. встаёт с головы на ноги (хотя логотип говорит о том, что это невозможно — часть букв всегда будет вверх тормашками): «Мы запустили спутник, придумали таблицу Менделеева и «Чёрный квадрат», у нас есть удивительные музеи и потрясающая природа». И снова перед нами набивший оскомину стереотип: всё, что есть хорошего в России сделано не благодаря, а вопреки. Вопреки тирану Сталину запустили спутник (вообще-то не только спутник, но и человека, ну да не всё ли равно), вопреки тупости и лени произвели революцию в химии, вопреки встроенной на генном уровне бездарности оставили свой след в мировой живописи, вопреки жуликам и ворам что-то ещё осталось в музеях. И даже Господь по какому-то странному недоразумению наделил эту проклятую землю потрясающей природой, хотя по всем понятиям автора это «невозможно», немыслимо.

Несмотря на всю пламенную любовь к тому «миру» у Эркена Медатовича явно проблемы с английским. Вообще-то между слоганами Impossible Impression и Incredible Impression Марианская впадина. Невозможные впечатления — это впечатления, которых не может быть. Это не одно и то же, что и «невероятные впечатления», которые как раз возможны. Этот живописный слоган автора прекрасно дополняет логотип и комментарии к нему. Индусы видят, за что их «немытую» страну можно любить, а вот Эркен Медатович считает, что здесь это невозможное чувство.

Можно ли нарисовать такое для страны, которую любишь и уважаешь? Уровень ли это ILoveNY, I (am)sterdam, которых так часто ставят в пример критики государственных тендеров? Я вижу логотип-обвинение, логотип-упрёк, логотип-стёб, логотип-вызов, логотип-политический манифест, но вот признания в любви не вижу. И это вдвойне удивительно. Ведь Эркен Медатович нарисовал когда-то целую серию логотипов love и тема ему должна быть близка.

Не устает Эркен Медатович повторять про конкурсы и жюри, а также продвигать идею экспертных советов. Не сложно догадаться, кто войдёт в эти советы: вероятно, сам Эркен Медатович, Артемий Татьянович, Марат Александрович и парочка представителей того правильного «мира». Без зарубежных звёзд у нас не обходится ни одно жюри творцов. Какие работы они будут отбирать, и в каком свете они будут стараться выставить Россию, тоже примерно понятно. Работы по формату найдутся. Подрастает армия юных талантов, которые мечтают «свалить из этой страны», но перед этим всё тут хорошенько территориально забрендировать на свой освящённый Свободой вкус.

На естественный вопрос «А судьи кто?» Эркен Медатович отвечает (например, Денису Башеву в Фейсбуке), что уровень работ в любом случае будет выше, чем когда вообще без жюри. А по мне так, что «my, russia», что «рашка вверх тормашками». Задача не решена. И какая разница: не решена она так или этак.

Заметьте, я не критикую исполнение, не ставлю под сомнение профессиональный уровень Эркена Кагарова и его заслуги. Я не забыл то время, когда был его учеником в Летней школе ВАШГД и могу твёрдо сказать, что он великолепный преподаватель, интеллигентный и добрый по натуре человек. Но я также твёрдо знаю, что людям свойственно ошибаться. Всем. И мне, и Кагарову в том числе.

Возможно, я ошибаюсь, но считаю что:

  1. Нельзя разрабатывать логотип страны без всестороннего исследования, без идеологии.
  2. Нельзя наделять логотип даже самой малой долей негативизма.
  3. Нельзя заниматься государственным брендингом, имея негативное отношение к стране.

Я призываю дизайнеров, которые занимаются государственным и территориальным брендингом задуматься о вещах, которые выходят далеко за рамки мастерства, навыков, опыта, наград, заслуг и почтенного возраста. Я призываю дизайнеров к серьёзным размышлениям об ответственности творца перед зрителями, о любви и ненависти к Родине, о нравственности и морали, которые закладываются в работу, о будущем, в конце концов.

Реакция Эркена Кагарова

This entry was posted in Блог and tagged . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.
  • Подпишитесь на рассылку,

    чтобы не пропустить мои новые статьи и обучающие мероприятия о брендинге, рецензии на интересные книги, вакансии для дизайнеров. Простая отписка.
    Подпишитесь только на те рубрики, которые вам интересны
  • Рубрики

  • Архивы