Оh, My Russia!

Чиновничий синдикат презентовал общественности очередной шедевр государственного брендинга. Творческая общественность традиционно гудит и кипит. Как же, опять плевок в лицо и душу. С нами де не посоветовались, выбрали опять не того, откатили, распилили и без нас поделили, жулики.

Общественность гудит по делу, но к зеркалу как всегда подойти стесняется. То, что получилось, 100% безвкусица, пустышка и пошлость. Даже обсуждать нечего. А могло ли получиться иначе? Вот это обсудить стоит.

Основа современной либеральной российской идеологии — это ненависть к собственной стране. Это вечное недовольство всем и вся. Состояние вечной оппозиции к власти. Святая убеждённость в приоритете собственного личного права над правом общественным. Может ли автор нарисовать достойный логотип для страны, которую он ненавидит? Очевидно же что нет. Для него это не Россия, а «рашка». Нашу рашу заказывали? Получите, распишитесь.

Достаточно оглянуться вокруг. Посмотреть на современный российский кинематограф, искусство, литературу. Это такой же полный и 100% ахтунг, как и этот несчастный логотип. Дизайн и брендинг в этом плане не исключение. Просто уровень маразма и пошлости не так очевиден. Всё-таки прикладная деятельность. Но вселенский вакуум и зияющая чёрная дыра в культуре и нравственности присутствует и здесь. В полной мере.

И вот давайте пофантазируем. Возьмём вымышленного самого талантливого супердизайнера в России и скажем ему: твори! Нарисуй нам логотип России! Да хоть логотип Олимпиады нарисуй, о, талантливейший. Сможет ли он создать что-то такое же мощное как олимпийский Мишка, как Знак качества, как знак Всемирного молодёжного фестиваля? Что-то такое же честное как картины Дейнеки и Петрова-Водкина, как плакаты Родченко и Маяковского? Шанс есть. Но это должен быть какой-то просто супер-человек по современным меркам.

Во-первых, он должен любить свою страну. По-настоящему. Со всем, что в ней есть. С несовершенствами, с чиновниками, с президентом, с милицией, с плохими дорогами. Это автоматически означает, что он не должен хотеть «отсюда свалить». Уже 90% дизайнеров по этому требованию отваливаются. Едем дальше.

Во-вторых, он должен быть хорошо знаком с русской историей и с русской культурой, причем с классической культурой, а не тем суррогатом, который нам сейчас впаривают. Читать не Минаева и Пелевина, а Толстого и Достоевского, смотреть не Доктора Хауса и Декстера, а Бондарчука (старшего) и Шукшина, ходить не в Винзавод и Этажи, а в Третьяковку и Русский музей. Отвалилась ещё часть «талантов». Хипстер не смотрит Шукшина.

В-третьих, он должен быть настоящим профессионалом, который понимает, что бренд нельзя «разработать». Должен понимать разницу между «нарисовать красивый логотип» и «разработать образ страны». И не только понимать разницу, но и знать, как это сделать. А это на самом деле проблема текущей экономической модели. Современный дизайнер не заинтересован в том, чтобы включать мозги. Это не отражается на его достатке. Хотите логотип? Пожалуйста. Хотите бренд? Раз-ра-ботаем! Только платите деньги, а мы в любой позе можем творить.

Если человек хотя бы одному из этих условий не соответствует, ничего у него не получится. Получится точно такое же гавно на палке, которое он так яростно сам же критикует. У непрофессионала получится zоiч.ru, у профессионального русофоба — гипножаба (так он себе видит ненавидимую им Россию), у неэрудированного профессионала — диснеевский суррогат «барсик, мишка и зайка».

Нельзя сделать образ страны, которую ненавидишь. Нельзя сделать образ страны, историю и культуру которой не знаешь, не любишь и не уважаешь. Нельзя сделать образ страны, если ты не видишь разницу между логотипом и брендом, если прогиб под клиента давно вошёл в привычку.

На мой взгляд, вырисовывается портрет невозможного в современных реалиях человека. Именно поэтому у России герб — позаимствованный 500 лет назад для одной мощной идеологии, а гимн — написанный 70 лет назад для другой мощной идеологии. Но ни та, ни другая идеология не имеет отношения к современной России. Такой вот постмодернизм государственного масштаба.

И именно поэтому я достаточно спокойно, с легкой иронией смотрю на все эти творческие потуги, но достаточно внимательно слежу за изменением политического вектора страны. Когда в России появится достойная современная идеология, в ней появятся достойные дизайнеры. А там и до осмысленного государственного брендинга рукой подать.

Подпишитесь на RSS-ленту этого блога, чтобы всегда быть в курсе новых статей.

This entry was posted in Блог and tagged . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.
  • Подпишитесь на рассылку,

    чтобы не пропустить мои новые статьи и обучающие мероприятия о брендинге, рецензии на интересные книги, вакансии для дизайнеров. Простая отписка.
    Подпишитесь только на те рубрики, которые вам интересны
  • Рубрики

  • Архивы